Алан ДЗАГОЕВ: «Мне ещё пахать и пахать»
В первой половине чемпионата хватало ярких героев. Одним из них стал Алан Дзагоев, к осени набравший ход. О себе и роли спорта в его жизни он поведал журналу Total Football.
— В Осетии все дети мечтают стать борцами. Те, кого не взяли в борьбу, уходят в другие виды спорта. А ты почему не как все?
— Сколько себя помню, всю жизнь футболом интересовался.
— То есть ты сам не пошел в секцию борьбы или тебя не взяли?
— Сам не пошел. Мне футбол сразу же понравился. Борьбой я не был впечатлен так, как был впечатлен футболом. Выходил на полянку возле дома и гонял мяч.
— И вот теперь тебе 21 год. Почти четыре из них ты играешь в ЦСКА. По меркам армейцев – уже ветеран команды. Сам-то себя таковым считаешь?
— Ветеран? (Смеется.) Нет, пока не ощущаю, если честно. Пока в команде есть Игнашевич, Березуцкие, они не дадут расслабиться.
— Расскажи, как попал в ЦСКА. Может, есть какие-то подробности перехода, доселе неизвестные? Ты же вроде самым последним от Игоря Осинькина ушел из того призыва?
— Нет, мы тогда все вместе ушли.
— Горбатенко, Власов, Рыжов вроде как до Мемориала Гранаткина, а ты – после?
— Нет-нет, я на Гранаткина уже был подписанным ЦСКА. Как турнир отыграл – сразу в клуб и приехал. Мы подписали контракт с армейцами, по-моему, еще в ноябре того года, а в действие он вступил с января. 12 января, помню, отыграл я на мемориале Гранаткина, а уже 15-го выехал с ЦСКА на сборы.
— За друзьями то своими по Академии следишь?
— Конечно. С Рыжовым все время созваниваемся, Власов восстанавливается сейчас после травмы. С Горбатенко мы не на связи, но о том, как у него дела, я знаю.
— А с Осинькиным связь поддерживаешь?
— Да. Это один из моих первых детских тренеров, и я отношусь к нему с огромным уважением.
— В этом году со СДЮШОР «Юность», которую ты во Владикавказе заканчивал, случился весьма нелицеприятный инцидент. Я имею в виду драку с «Ростовом» команды 1995 года рождения. Насколько помню, в «Юности» никогда не было ничего подобного. Или я не прав?
— Я тоже не припомню драк именно во Владикавказе. На выездах бывали стычки. С тем же Ростовом, например, случались драки. Мне кажется, это никого не красит. И футболу это не нужно совсем. Тем более – футболу детскому. Который футболом должен быть, а не боевыми единоборствами. Лично мне это неприятно.
— А помнишь, когда ты был «молодой, красивый и перспективный», тобой интересовались мадридские «Реал» и «Атлетико»? Это правда была или чья-то бойкая фантазия?
— Да ну (смеется). Неправда все это. Клубы такого полета вряд ли интересуются 18-летним парнем, который забил два гола «Депортиво». Мне кажется, там ведут футболиста лет пять.
— В этом году показалось, что ты потерял свою былую эластичность и закрепостился. Если раньше ты легко уходил от соперников за счет гибкости и взрывной скорости, то сейчас твоя спина ровная. Как будто ты перекачался в тренажерном зале…
— В начале сезона отходил от травмы паховых колец. В концовке сезона полегче стало. Может быть и потому, что стал меньше посещать тренажерный зал. Да, скорее всего, в какой-то момент я действительно перекачался. Ну и травма у меня много физических сил отняла.
— Когда ты только-только пришел в ЦСКА, Валерий Газзаев вел с тобой активную индивидуальную работу. Говорят, что он тебя после каждой тренировки по полю водил и объяснял позиционные действия в той или иной игровой схеме. Это правда?
— Такого не было, конечно. Но на постоянные беседы после каждой игры он меня вызывал.
— А сейчас с тобой индивидуально кто-то работает?
— Думаю, что сейчас со мной беседовать смысла нет. Я все-таки расту, что-то понимаю… После каждой игры нет нужды. Хотя любому футболисту, естественно, периодически необходимы беседы с тренером. Со Слуцким мы иногда беседуем, кстати.
— А в тактическом плане ты знаний набираешься?
— Какой-то наработанный уже опыт позволяет определять, в каком моменте как нужно поступить. Уже не совершаю 70-метровые рывки, как раньше (смеется).
— Я знаю, что свой первый автограф у футболиста ты взял у Егора Титова, когда он приезжал в Беслан. У тебя этот автограф хранится до сих пор?
— Я не помню, где он лежит. А если я не помню, значит он не хранится (смеется). Хотя вообще мой самый первый автограф был до Титова. В «Алании» играл когда-то Маркос Анджело. Он пришел однажды на игру в «Юность» с женой и ребенком. Мы к нему тогда толпой подошли, а он нам прямо на руках расписывался. Я потом дома с друзьями пошел играть и говорю, мол, вот мне сам Маркос расписался. А они мне не поверили. Врешь, говорят, сам начиркал себе. У него автограф просто выглядел как две большие буквы А и М (смеется).
— Ты со своей первой взрослой зарплаты купил отцу машину?
— Да. Это был «Лексус».
— А маме тогда что?
— Маме я много чего покупал. Серьги, например. Кольцо… Но вот что именно было первым – не помню. Но маме все равно больше доставалось. Отцу два раза машину купил и все, а маме – даже забывать стал (смеется).
— В какой зарубежный клуб ты бы хотел уехать не задумываясь?
— Раньше я бредил Англией. Но сейчас мне больше нравится Испания.
— Но в Испании их всего два…
— Само собой, в эти два клуба очень нелегко попасть. Надо выстрелить прямо не просто так, а из крупного калибра. И то не факт, что на тебя посмотрят. А может, если и посмотрят, – отвернутся сразу. Но даже если в Испании меня позовут в клуб второго ранга, то я с удовольствием рассмотрю этот вариант. Хотя я еще не перерос уровень российского чемпионата, и мне здесь еще пахать и пахать.
— А кто, по-твоему, из футболистов перерос уровень первенства?
— Данни, например. Думбия, Вагнер…
— А из отечественных?
— Денисов. Игнашевич. Ну и Акинфеев.
— Составим лучше тройку самых неудобных защитников в первой части чемпионата. Готов?
— Однозначно Шаронов будет в этом списке. Его вроде уже обыграл, а он откуда-то достает свою шпагу и в последний момент снимает мяч с ноги. Второй такой же – Ломбертс. Ну и пара спартаковских центральных защитников в матче второго круга против нас. Вот эти летели в подкатах сзади будь здоров.
— Осталось только пожелать тебе поменьше таких подкатов в наступившем году и удачи.
— Спасибо и вам того же. Ну и читателям, конечно же.
Полную версию интервью c Аланом Дзагоевым читайте в январском номере журнала Total Football.