Грозный «Терек»
// Чеченский клуб обвиняют в физическом воздействии на форварда Спартака ГОГНИЕВА
В российском футболе разразился громкий скандал. Вчера футбольный клуб «Краснодар» опубликовал заявление, в котором говорится, что на его форварда Спартака Гогниева, выступавшего в составе молодежной команды в матче против «Терека» в Грозном, было оказано «физическое воздействие».
Источники «Ъ» утверждают, что на видеозаписи, имеющейся в распоряжении краснодарцев, видно, как футболиста избивают сотрудники охраны стадиона имени Султана Билимханова на глазах у руководства грозненской команды. Представители «Краснодара» требуют от «Терека» «найти виновных», а в противном случае угрожают обратиться в суд.
Скандал, в центре которого оказался известный форвард Спартак Гогниев, ранее игравший за целый ряд отечественных клубов, включая «Аланию», ЦСКА и «Динамо», в действительности разгорелся еще три дня назад. Состоявшийся в пятницу матч молодежных команд «Терека» и «Краснодара» был прерван на 72-й минуте при счете 3:0 в пользу гостей после того, как форвард Спартак Гогниев, забивший два гола, получил красную карточку. По сообщениям очевидцев встречи, после этого на поле вспыхнула потасовка, в которой наряду с футболистами обеих команд принимали участие представители службы охраны стадиона, а также выбежавшие на поле болельщики.
Вице-президент «Терека» Хайдар Алханов, комментируя инцидент по горячим следам, заявил «Интерфаксу», что, по существу, он был спровоцирован самим Спартаком Гогниевым, который «начал выкрикивать оскорбительные нецензурные слова» и «выражался подчеркнуто оскорбительно в адрес зрителей и даже руководства республики (президентом «Терека» является глава Чечни Рамзан Кадыров.— «Ъ»)».
При этом в целом ряде интернет-изданий появилась информация о том, что известный форвард был не главным виновником, а главной жертвой грозненского скандала. Сразу несколько источников сообщили, что после того, как Спартак Гогниев покинул поле, он был жестоко избит в подтрибунном помещении охранниками. Еще вчера утром, однако, казалось, что бурным обсуждением различных версий случившегося на спортивных сайтах скандал фактически и ограничится. В Российском футбольном союзе (РФС) и Российской футбольной премьер-лиге сообщили, что проведут расследование инцидента.
Однако оба клуба сразу же дали понять, что не хотят эскалации конфликта. Хайдар Алханов и генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг сделали совместное заявление, в котором, признав, что «событие, имевшее место в игре молодежных составов, безусловно, не красит российский футбол», добавили, что строившиеся «в духе партнерства и добрососедства» отношения между двумя клубами из-за него не пострадают. «Уверены, что в будущем эти отношения станут еще более тесными»,— говорилось в заявлении. Два футбольных руководителя обещали в подтверждение своих слов провести в ближайшее время серию товарищеских матчей между воспитанниками клубных футбольных академий.
А Хайдар Алханов, наотрез опровергавший факт избиения Спартака Гогниева, в ответ на просьбу прокомментировать события пятницы вчера заявил корреспонденту «Ъ»: «Никаких комментариев. Конфликт исчерпан!» Просил «не раздувать его» и Владимир Хашиг.
Вчера вечером, однако, ситуация изменилась. ФК «Краснодар» опубликовал новое заявление, составленное после консультаций со Спартаком Гогниевым. В нем клуб выдвигает в адрес ФК «Терек» очень серьезные обвинения.
Объясняя причину, по которой оно появилось только вчера, краснодарцы указывают на то, что не имели «никакого документального видеоподтверждения случившегося, поскольку кассеты с записью матча были изъяты у клубного оператора неизвестными людьми сразу после окончания инцидента», а на основании «разрозненной информации», полученной в Грозном, «полную картину происшедшего восстановить не удалось».
После возвращения в Краснодар руководство клуба встретилось со Спартаком Гогниевым и другими работниками команды, присутствовавшими на матче, а также получило медицинское заключение о состоянии здоровья футболиста и восстановило «полную видеозапись событий второго тайма». «Увиденное существенно отличалось от первоначального представления об инциденте»,— говорится в заявлении.
По мнению представителей ФК «Краснодар», арбитр встречи Алексей Амелин во втором тайме «выпустил из рук нити контроля за игрой и не реагировал на откровенные удары», которые наносили краснодарцам игроки хозяев поля: «Спартак Гогниев, как капитан команды, обращался к судье, пытаясь обратить его внимание на происходящее. Но все эти попытки привели лишь к двум желтым карточкам и удалению с поля Гогниева, на которого впоследствии было оказано физическое воздействие».
Краснодарский клуб потребовал от ФК «Терек» «найти виновных, которые должны принести личные извинения Спартаку Гогниеву за вопиющие действия». «В противном случае футболист при поддержке ФК «Краснодар» оставляет за собой право подать заявление в суд»,— сказано в документе.
Сам Спартак Гогниев, которому вчера позвонил корреспондент «Ъ», отказался рассказывать о том, что произошло с ним после удаления. При этом он подчеркнул, что «ничего плохого в адрес людей, присутствовавших на стадионе, болельщиков не говорил и не оскорблял чьи-либо национальные чувства. «На эмоциях я мог вспылить, поспорить с судьей, но не более. Все остальное неправда. Я адекватный человек и знаю, как вести себя на выездном матче»,— заявил игрок.
Теперь Спартаку Гогниеву, а также другим участникам конфликта, видимо, придется излагать свою версию инцидента в Грозном членам контрольно-дисциплинарного комитета РФС. Источник «Ъ», знакомый с собранными ФК «Краснодар» материалами, считает, что они могут стать серьезным аргументом в его пользу: «Из видеозаписи следует, что Гогниев во втором тайме просто заступался за молодых партнеров, которых нещадно били грозненцы. А потом после ухода с поля били уже его самого — примерно полтора десятка человек в камуфляжной форме на глазах у Хайдара Алханова». Что касается медицинского заключения, то в нем написано, что у Спартака Гогниева сломано ребро, закрытый перелом носа и сотрясение мозга.
Обещали внимательно контролировать расследование инцидента и в Профсоюзе футболистов и тренеров России (ПФТР). Его генеральный секретарь Николай Грамматиков сказал «Ъ», что в ближайшие дни ему будет посвящено заседание совета футболистов ПФТР. Господин Грамматиков убежден, что в случае, если вина «Терека» будет доказана, к клубу «должны быть применены крайне суровые санкции». «Ведь никакие резкие выражения в футболе не дают никому права применять к игрокам физическую силу. Ее употребление выходит за рамки любых регламентов и принципов человеческих взаимоотношений. А с точки зрения международного имиджа оно наносит российскому футболу колоссальный ущерб»,— заключил он, указав на то, что в нынешнем сезоне это уже не первый скандал, связанный с «применением насилия» к футболистам.
Речь идет о двух нашумевших историях. В марте в UEFA обратились два бывших игрока «Кубани» — Никола Никезич и Сретен Сретенович: оба обвинили клуб в оказании на них давления, в том числе физического, с целью принуждения к разрыву действующих контрактов. А в июне в Нижнем Новгороде на матче «Волги» с «Зенитом», как утверждал форвард петербуржцев Данко Лазович, кто-то из обслуживавших встречу сотрудников милиции ударил его электрошокером. Никаких по-настоящему существенных последствий — например, в виде лишения клубов набранных в чемпионате очков — эти скандалы ни для «Кубани», ни для «Волги» не имели.
«Терек» тоже не впервые вынужден объясняться в связи с подозрениями в давлении на участников матча. Самый громкий до сих пор инцидент такого рода случился в Грозном в 2008 году. Главный судья встречи между «Тереком» и ЦСКА Александр Гвардис тогда рассказывал, что в перерыве в судейскую комнату вошел неизвестный человек с депутатским значком и в очень грубой форме угрожал судейской бригаде.
Алексей ДОСПЕХОВ, Муса МУРАДОВ,
«Коммерсантъ», 07.11.2011
Фото: РИА НОВОСТИ