Елена КУДРЯВЦЕВА: «Горжусь своими ученицами»
Осетинская земля весьма богата на спортивные таланты, и это вовсе не громкая фраза. Яркое подтверждение тому – Елена КУДРЯВЦЕВА, мастер спорта СССР по художественной гимнастике, заслуженный тренер России, отличник народного образования РФ, наставник известных осетинских «художниц» – абсолютной чемпионки России, бронзового призера чемпионата мира в команде Инессы ГИЗИКОВОЙ и не менее титулованной чемпионки Европы в групповых упражнениях Анны БИТИЕВОЙ.
Сегодня Елена Юрьевна Кудрявцева, а по мужу Хадарцева – главный тренер молодежной сборной Германии. Фрау Кудрявцева стала отличным наставником, завоевав высокий авторитет в немецкой художественной гимнастике.
А начиналось все во Владикавказе. Здесь, в городе на Тереке, прошло ее спортивно-тренерское становление, здесь она встретила своего спутника жизни Руслана, здесь же появились на свет их сыновья – Герман и Сослан…
– Елена Юрьевна, приветствую вас от имени нашего сайта из нашей родной Осетии!
– Здравствуйте, рада слышать!
– Вас не так-то просто было найти…
– Это потому, что я все время в разъездах, у меня очень плотный график работы. Но сейчас я полностью в вашем распоряжении. Признаюсь, рада, что обо мне помнят в моей любимой республике.
– Скучаете по родным просторам?
– А как же! С Осетией у меня много хороших воспоминаний связано. К тому же во Владикавказе живут наши с мужем родственники, друзья.
– Как часто сюда приезжаете?
– Очень редко, раз в два года, и то не всегда получается. Вот планирую в следующем году на юбилее мамы дома быть.
– С немецким, наверное, давно на «ты»?
– Было трудновато, но со временем выучила. Уже легко и свободно на нем говорю. Но пироги пеку наши, осетинские. Говорят, получаются отменными. По крайне мере, дети их очень любят. Немцам тоже нравятся. Я даже в центр олимпийский подготовки по праздникам отношу, угощаю коллег, девчонок.
– По приезде в Германию, сразу в этот центр устроились?
– Первое время работала в маленьком клубе, но потом мне предложили возглавить молодежную сборную, и я, конечно же, согласилась.
– Как вы, собственно, оказались в Европе?
– По инициативе Татьяны Григорьевны Вавич, которая работала ведущим тренером в сборной России. К ней, немке, обратились из ФРГ помочь им найти профессионального тренера. А она почему-то предложила именно мою кандидатуру. Так я здесь и очутилась. Оплата была небольшая, но мне было интересно.
– А ваш супруг сразу одобрил такой кардинальный поворот судьбы?
– Да, за что ему безмерно признательна. Не каждый мужчина выдержит постоянное отсутствие жены, тем более осетин. Но он с пониманием всегда относился к моей профессии. Так как на своем опыте знал, что спорт – дело серьезное. Он же у меня в «Алании» много лет проработал.
– Хадарцевы – очень спортивная фамилия. А сыновья поддерживает эту традицию?
– Они больше с книгами дружат. Оба ударились в учебу. У нас уже и внучка есть, Ноэми зовут. Может, она по моим стопам пойдет, не знаю.
– Как раз о вас. В каком возрасте пришли в гимнастику?
– Ой, это было так давно, аж, в первом классе. Начинала я у Татьяны Васильевной Седлецкой. Она в тот год набирала девочек в Доме пионеров у нас во Владикавказе. Родители как-то об этом узнали, и решили меня к ней определить. Честно говоря, поначалу не понимала, куда попала, но со временем художественная гимнастика стала безумно нравиться.
Я не отличалась особым трудолюбием как спортсменка, что и повлияло, наверно, на мои результаты. Единственно, чем могу похвастать, что норму мастера спорта выполнила рано, в 14 лет. А для более высоких достижений в профессиональном спорте необходимо самоотверженно трудиться, чего я, признаюсь, не делала.
– По сегодняшним меркам семь лет – это уже возраст для гимнастки со стажем?
– Действительно, наш вид спорта сильно омолодился. Считаю, это большой минус. Когда на площадке работает грациозная девушка с лицом, полным эмоций – это и есть истинная «художница», способная показать яркое зрелище.
– Но ведь с годами все труднее дается сложность, которая постоянно возрастает…
– Тоже верно. Потому что гибкости как таковой уже не бывает. Поэтому у нас чрезвычайно сложно выжить.
Сейчас в художественной гимнастике в основном акцентируется внимание на предметах, больше работаем над артистизмом спортсменок, хореографией, поэтому спортивность в чистом виде практически отходит на второй план. Другими словами, профессиональная гимнастка должна быть еще и хорошей артисткой. В мое время всему этому нас учил один человек – личный тренер. А сейчас, к примеру, в России благодаря Ирине Винер каждую отдельную дисциплину преподает конкретный специалист, чего нет пока в Германии, так как данный вид спорта здесь еще молодой. Правда, я не знаю, как с этим сейчас во Владикавказе, но не думаю, что в Осетии такие же шикарные условия, как в Москве. По крайней мере, при мне их не было…
– А как было?
– Когда я начала тренировать, пришлось самой искать зал для занятий, естественно, и детей набирать. В итоге мне выдали помещения в общевойсковом училище и в 26-й школе, где и образовался мой первый спецкласс. Залы были вообще никакие и совершенно не подходили для тренировок, тем не менее, мы там умудрялись проводить занятия.
– Все-таки при желании, несмотря на такие более чем трудные условия, можно разглядеть талант в ученицах и даже сделать из них чемпионок, как это произошло с вашими воспитанницами Гизиковой и Битиевой.
– Из знаменитых сестер Гизиковых у меня работала только Инесса. Я ей всегда удивлялась: при столь мягком характере она была невероятно работоспособной девочкой. Плюс обладала исключительным талантом. Кстати, с ней мне очень помогала Алла Кошелева, которая среди нас, тренеров, выделялась бесподобными организаторскими способностями.
– Алла Леонтьевна, как и вы, работает за границей, но только за океаном – в Канаде. Поддерживаете с ней связь?
– К сожалению, не удается из-за отсутствия свободного времени.
Что касается Анечки Битиевой, она была очень умной девочкой, ухватывала все на лету. Я знала, что она далеко пойдет. Горжусь своими ученицами и благодарна им, что не забывают, время от времени звонят, интересуются моими делами.
– Видимо, вы оказали на Битиеву благотворное влияние, раз она последовала вашему примеру и тоже стала тренером.
– Мне приятно, что Аня осталась в спорте. Но у нее и в Белгороде был потрясающий тренер.
– Вы уважительно отзываетесь о других, а над вашим спортивным ростом кто в большей степени работал?
– О-о, то, что я состоялась как гимнастка – это большое спасибо Казиме Васильевне Дулаевой. Она была таким приятным, теплым человеком, просто не пересказать словами. Ну, просто большой энтузиаст, смогла всем своим воспитанницам привить неограниченную любовь к гимнастике, всю душу в нас вкладывала. Наверно поэтому, все кто именно у нее занимались, стали впоследствии тренерами.
– Все – это кто?
– К примеру, Елена Бураева, Наталья Первакова, Оксана Павловская, Лариса Калита, Ира Золотарева, Алла Кошелева. Причем мы очень дружили. А с Ирой и Аллой еще и однокурсницами были на факультете физического воспитания в тогдашнем пединституте.
– В футболе самые громкие новости – приезд в Россию известных легионеров. А вы в Германию никого из талантливых спортсменок Осетии не приглашали?
– Я бы с удовольствием, но для этого необходимо иметь немецкое гражданство, тогда олимпийский центр заинтересован в таких лицах. А его выдают только тем, кто проживает на территории Германии как минимум пять лет, а иногда и восемь. В этом и вся загвоздка.
– Рассматривается ли вами вариант, чтобы вернутся на родину?
– Мне грех на что-то здесь жаловаться, устраивает абсолютно все, поэтому в ближайшее время этого точно не произойдет. В Германии люди социально защищены, а это жизненно важный момент. Но такова моя позиция сейчас, а что завтра будет, ведь никто не знает. Могу заверить, с осетинами не теряем связь, несмотря на расстояние. И здесь, в Германии, их нашли, познакомились с тремя семьями – это Шавлоховы, Хадарцевы и, между прочим, ваши однофамильцы – Плиевы.
– Здорово! На этой красивой завершающей ноте желаю вам больших удач в спорте и успехов в жизни.