Руслан ПЛИЕВ: «Мудрость в борьбе и в том, чтобы уметь сохранить преимущество»
Руслан ПЛИЕВ – хорошо известный представитель борцовской школы Осетии. Он – чемпион Европы, пятикратный чемпион РСФСР, трехкратный чемпион мира среди ветеранов, неоднократный победитель крупных международных турниров, мастер спорта международного класса, член сборной команды Советского Союза.
А еще он в республике – и не только в спортивных кругах – уважаемый старший. С большим почтением относятся к Руслану Федоровичу и в очень многочисленной в Осетии фамилии Плиевых.
Родился он в простой осетинской семье. Рос без отца и с детства познал жизненные трудности. В такой ситуации борцовский ковер, который закаляет, формирует мужской характер, для юноши оказался как нельзя кстати.
– В Осетии почти каждый второй-третий – борец, настолько этот вид спорта у нас популярен. Что лично вас привело на борцовский ковер в нелегкие послевоенные годы?
– Где-то в 1959 году во Владикавказе состоялась матчевая встреча между сборными Японии и Советского Союза по борьбе в «Зеленом театре» – он находился рядом с Водной станцией. Сейчас там все заброшено, а в свое время это место собирало массу людей и было популярным у горожан в плане культурного отдыха. И вот мы с ребятами из Ногира приехали поболеть за наших.
А «наши» – это легендарная Савкудз Дзарасов, Борис Кулаев, Михаил Бекмурзов и другие. Вот благодаря им мы, сельские пацаны, и заразились борьбой. А в Ногире у нас была песочная поляна, там мы постоянно кувыркались, пытались повторить увиденное зрелище.
Это сейчас стыдно молодому человеку не быть спортсменом, а в наше время, если кто-то просто любительски увлекался спортом, все на него смотрели как на особенного. В итоге, я оказался в борцовской секции.
– Кто стал вашим наставником?
– Меня тренировал Борис Георгиевич Абаев – большой души человек. До призыва в армию я успел побороться во Владикавказе на первенстве призывников, где занял первое место. Всегда был шустрым – не мог на одном месте долго сидеть.
После этого меня позвали в военкомат, где совершенно случайно я встретился с одним офицером из Германии, неким Калоевым, который предложил записаться к нему в группу. А по идее я должен был ехать в Ростов-на-Дону. Одним словом, через пару дней я отправился в ГДР. Три года шла моя служба, и за это время я поучаствовал во многих соревнованиях – не только по вольной борьбе, но и по «классике», и даже по самбо.
– Не может быть, чтобы при таком размахе на вас не обратили внимания?
– Надо сказать, боролся я весьма неплохо, меня действительно приглашали и в Ленинград, и в Киев, и в Москву. Но я никуда не захотел ехать – только в Осетию, и все. Твердо решил вернуться в родные края. Да и мама переживала, тяжело ей было без меня.
– Как встретили вас в борцовских кругах Осетии?
– Тренироваться я начал на «Локомотиве». Слух обо мне как о перспективном борце быстро в других залах распространился. Узнал обо мне и знаменитый Асланбек Захарович Дзгоев. Представь, он лично приехал ко мне, чтобы поговорить…
– О чем?
– Хотел помочь с трудоустройством – тогда же, при Советском Союзе, больше месяца нельзя было без работы быть. Ну, и, наверно, чтобы я за «Динамо» начал бороться. Такой выдающийся тренер, а каким великим человеком был! Как обо всех переживал, как о каждом заботился!
– Если не ошибаюсь, вы всегда спартаковцем были?
– Все верно, но в общество «Спартак» я немного позже перешел, а уговорили меня Кулаев и Дзарасов, которые приехали на «Волге» прямо к заводу «Динамо».
– Асланбек Захарович не обиделся на вас?
– Да нет. Он же настоящим аристократом был. Вместе со мной тренировались многие известные борцы – Алексей Абаев, Саукуыдз Мириков, Эльбрус Огоев и другие.
– Как сложился ваш первый старт в составе сборной Осетии?
– На чемпионат РСФСР в Ярославле по неопытности стал всего лишь бронзовым призером. Зато потом на подобных соревнованиях пять раз побеждал. От опыта все же многое зависит.
– Мечта любого спортсмена – Олимпийские игры. В 1972 году, считаясь одним из лидеров в весе до 62 кг, вас так и не оказалось на ковре в олимпийском Мюнхене. Почему?
– Должен был ехать на Олимпиаду я, но за неделю до Игр по неизвестным мне причинам остался за бортом сборной. А Загалав Абдулбеков, которого в итоге отправили на Олимпиаду, семь раз со мной встречался. И ни разу не смог у меня выиграть.
– Если не ошибаюсь, один из ваших поединков с именитым дагестанцем произошел на Спартакиаде народов РСФСР в Таганроге в 1971 году?
– Там нам судьи дали ничью, а тогда в финал выходили три человека, которые между собой разыгрывали призовые места. Маркелова из Казани я чисто положил, в итоге он третьим призером стал. Потом одолел и Абдулбекова.
– Кстати, перед Олимпиадой на чемпионате СССР ведь Маркелов и стал чемпионом, а путевку на Олимпиаду получил совершенно другой атлет?
– Маркелова не включали в олимпийскую сборную, так как он постоянно проигрывал иностранным борцам. Раньше советских борцов за границей сильно засуживали. Надо было быть на голову выше.
– Еще один ваш постоянный соперник – грузин Гиви Кварелашвили. Сколько раз с ним вы боролись?
– Один раз я его обыграл, один раз он меня. Вольником он сильным был, но в отдельных случаях немного неспортивно себя показывал. Имел привычку мазаться маслом, за счет чего так скользил, что неудобно было с ним бороться.
– Сейчас это пресекают. Неужели в ваше время за такие хитрости спортсменов не наказывали?
– Наказывали и еще как. Просто некоторые умудрялись так схитрить, что не поймаешь.
– Говорят, у вас было чутье на контратаки, а какой поединок или соперник вам больше запомнился?
– На чемпионате Европы, когда со шведом встречался. Первую схватку я чисто выиграл. Дело шло к вечеру. Мы стоим, и ждем, когда начнется второй круг и тут объявляют, что борьба продолжится только завтра. Естественно, я отправился в гостиницу. Искупался и прилег. Через какое-то время ко мне в номер на такси примчался руководитель делегации, мол, скорей, одевайся, ваш вес все-таки запустили, и тебя борец из Швеции ждет. Я схватил сумку, бегом за ним, а до Дворца спорта 20 минут езды. Ты только представь мое состояние, какой это был психологический удар.
До начала встречи оставалось 15 секунд, если не выйдешь – расценивали как поражение. Короче я успел и за 2 минуты 15 секунд чисто его положил.
Еще мне запомнилась схватка с тем самым Маркеловым на первенстве СССР в Минске. Правда, поединок не из радостных, но все же. Выигрывая со счетом 4:0, я умудрился проиграть только из-за того, что не захотел отдать очко. При таком большом перевесе не всегда нужно скупиться на баллы, надо мудрее к этому подходить. Где необходимо, лучше один балл отдать, но сохранить стратегическое преимущество, чтобы исключить риск и довести поединок до победы.
– Из осетин кто в вашей весовой категории выступал?
– До меня Елкан Тедеев боролся, а в мое время – Вячеслав Лагкуев, Георгий Дзахсоров.
– А сейчас?
– Сейчас в легком весе красивее всех борется Бесик Кудухов. Он, как и я, «темповик». Чем-то на Эльбруса Тедеева тоже похож.
– Хорошее сравнение. Пожелаем ему такого же олимпийского успеха!
– Обязательно!
– А какими остались в вашей памяти тренеры нашей сборной?
– Об Асланбеке Захаровиче и говорить много не нужно – настолько он был знающим специалистом, который заслуженно пользовался огромным авторитетом. Кроме него, очень сильными наставниками были Хасан Гиоев, Илья Драев. Илья Петрович был невероятно добрым и мудрым, его все таким и помнят. А как не сказать о Георгии Киракосяне, который воспитал целую плеяду талантливых вольников, таких как Хасан Зангиев, Константин Дзугутов, Зелим Батаев.
– В каком году вы окончательно ушли с борцовского ковра?
– В 1973 году. Стал работать в нашем сельхозинституте преподавателем на кафедре физвоспитания. Всех желающих учил борьбе. И, надо сказать, небезуспешно. Одним из моих воспитанников стал Алик Плиев – чемпион Советского Союза.
Открою тебе секрет, несмотря, на пенсионный возраст я и сегодня постоянно на ковре, каждый день занимаюсь на тренажерах, бегаю, качаю мышцы. Спортсмен всегда должен поддерживать форму.
– А правда, что юного Руслана Плиева, представляющего Узбекистан, в вашу честь так назвали? И каковы его перспективе в мировой борьбе?
– На счет имени – это действительно так. А по поводу перспектив – ему опыта недостает. Потенциал парень имеет очень даже неплохой. Надо работать. И работать много.
– Ваши сыновья ведь тоже спортсмены?
– Старший, Сослан, является мастером спорта по каратэ, а Аслан – по вольной борьбе. У нас дома принято дружить со спортом.
– Плиевы вообще-то славятся своими музыкальными и танцевальными способностями. Вы к этой категории не относитесь?
– А как же! Я же просто обожаю танцевать, особенно на торжествах у кого-то из близких. Даст Бог, на свадьбах сыновей обязательно блесну.
– Свадьбы – дело молодых. Ваши пожелания молодежи Осетии?
– Здоровья, добра, успехов во всех благих и только благих начинаниях!