Салют в честь будущего чемпиона
Готовящийся в эти дни к свадьбе чемпион мира 2014 года Сослан РАМОНОВ дал интервью группе «Борцы Алании».
— Сослан, добрый день! Еще раз поздравляем тебя с блестящей победой на чемпионате мира в Ташкенте! Сегодня хотим поговорить с тобой не только о спорте, но и о твоей жизни вне ковра. И мы рассчитываем на откровенный разговор.
— Добрый день! Спасибо вам за внимание, постоянную поддержку и поздравления. Постараюсь быть откровенным в своих ответах.
— Давай начнем с самого начала, с детства. Расскажи, где ты родился?
— Родился я в прекрасном городе Цхинвал в Южной Осетии.
(Родные Сослана рассказали «Борцам Алании», что он родился дома в новогоднюю ночь в разгар обострения конфликта на Юге Осетии. В это неспокойное время всё мужское население республики старалось вооружиться, и в Цхинвале было очень много оружия, в том числе и в семье Рамоновых. Отец и дядя Сослана с друзьями отпраздновали рождение будущего чемпиона такой канонадой в небо, что многие его приняли за новогодний салют. — Прим.авт.)
— Если не ошибаемся, фамилия Рамоновых родом из Дигорского ущелья. Как вы стали цхинвальцами?
— Да, у меня дигорская кровь, и почти все мои родственники со стороны Рамоновых разговаривают на дигорском диалекте. Дело в том, что мой дедушка приехал в Цхинвал по работе, и ему так понравился это город, что решил остаться там жить, женился. Наша семья была единственной представительницей фамилии Рамоновых в городе. А мы вот так и стали кударцами (смеется).
— Раз уж у нас речь зашла о родственниках, мы слышали, что с первым осетинским чемпионом мира знаменитым Алимбегом Бестаевым тебя связывают кровные узы.
— Это правда. Мой дедушка с материнской стороны и Алимбег были двоюродными братьями. Кроме того, в Южной Осетии есть село Дидмуха, и там они жили по соседству. А вы знаете, что с соседями в Осетии не менее тесные связи устанавливаются, чем с родственниками. Я часто тоже ездил в Дидмуха. Дедушка мне показывал дом Алимбега, много рассказывал о нем. Я с детства был наслышан о таком чемпионе и восхищался им.
— А как ты пришел в борьбу? Это был твой осознанный выбор или продолжил семейные традиции?
— Нет, борьбу я сам не выбирал. Как у нас в Осетии принято? Куда идет старший брат, туда и младший. Я не стал исключением и вслед за старшим братом записался в секцию вольной борьбы.
— Если бы ты не пошел за братом, не попал секцию борьбы, что мог выбрать сам?
— Я даже не знаю. Мне многие виды спорта нравятся. К примеру, люблю футбол.
— А если абстрагироваться от спорта?
— Я никогда всерьез не задумывался о другой сфере деятельности. Но попробую пофантазировать. Если бы не пошел в спорт, возможно, захотел бы стать музыкантом. Мне очень нравится пианино. Играть я не умею, но меня очень тянет к этому инструменту. Он какой-то магический.
— Мы знаем, что отец является твоим преданными болельщиком и всегда в курсе борцовских событий. А мама интересуется борьбой?
— Про отца все верно. А мама не просто интересуется, а разбирается очень и очень хорошо. Я бы сказал, что лучше многих мужчин. Вообще, вся моя семья очень любит спорт, и все, даже младшая сестренка, разбираются в борьбе. Все они следят за спортивной жизнью, и не только моей. Борьбу, конечно же, любят особенно и болеют за всех наших спортсменов. За меня мама очень переживает. Порой слишком сильно…
— А родные ходят на соревнования с твоим участием?
— Ходят, конечно. Но у нас в Осетии редко проходят турниры, на которых я выступаю. Поэтому, особо не получается у них присутствовать на соревнованиях с моим участием. Если у отца появляется возможность выехать за пределы республики и поболеть за меня, он обязательно пользуется ею.
— Сослан, ты помнишь свою первую победу?
— Первую победу не помню, потому что свою первую схватку в жизни я проиграл. Я три дня походил в секцию борьбы и поехал на соревнования, которые проводились недалеко от Владикавказа в селе Чермен. Там я боролся в категории до 26 кг. Какой-то мальчик меня сперва бросил, а потом положил на туше. Так и закончились для меня первые соревнования.
— Какие эмоции сильнее, от побед или от поражений?
— Положительные эмоции после побед сильнее. Они вспыхивают ярко, а потом тухнут. А после поражения эмоции долго не отпускают, переживаешь длительное время, зацикливаешься на проигрыше, все время в голове прокручиваешь схватку, сгораешь… Так что, получается, эмоции от побед ярче и сильнее, но они кратковременные, а от проигрышей — долгие и болезненные.
— Не раздражает ли чрезмерное внимание и поддержка болельщиков?
— Внимание излишним никогда не бывает, оно очень приятно. Я всем своим болельщикам очень благодарен! И призываю болельщиков всех регионов сильнее поддерживать своих спортсменов. Это так заводит! Я очень радуюсь, когда за меня болеют, а когда я вижу наш флаг на трибунах, получаю дополнительный заряд. Крики болельщиков подбадривают и во время схваток. Спасибо им!
— Часто ты и сам выступаешь в роли болельщика своих братьев, которые тоже действующие борцы. Ты переживаешь, когда они выходят на ковер?
— Я очень переживаю, но не только за братьев, а еще и за всех своих друзей! Как болельщик я очень эмоциональный. Особенно, если схватка напряженная, я очень нервничаю, прыгаю, мысленно борюсь вместе с тем, за кого болею.
— Этот год очень удачно для тебя сложился. Ты покорил мировой ковер. И некоторые болельщики переживают, что ты можешь расслабиться, меньше тренироваться, что может начаться звездная болезнь. Ты можешь их успокоить?
— У меня нет какой-то эйфории. Да, я стал в этому году чемпионом мира, чему очень рад. Год очень удачный получился, но я не собираюсь на этом останавливаться. Нужно продолжать доказывать, что я лучший в мире, и буду идти к этому каждый день. Относительно звездной болезни, не думаю, что это меня касается.
— Не секрет, что между осетинской и дагестанской школами борьбы есть давнее спортивное соперничество. Болельщики из разных регионов очень любят споры на тему, кто лучше. Чувствуется ли это противостояние и в отношениях между спортсменами?
— Вы правильно говорите, что споры происходят, в основном, между болельщиками. Могу однозначно сказать, что у нас в сборной нет такой национальной дележки — ты осетин, дагестанец, чеченец, якут… У нас одна борцовская семья, и мы дружны, независимо от национальности. Мы уважаем и учимся друг у друга, показываем приемы друг другу. А школы у регионов, действительно, совершенно разные, но все они по-своему хороши. К примеру, в Осетии и Дагестане очень развит атакующий стиль борьбы, а вот иранцы огромное внимание уделяют «качке». Иранский борец может быть физически очень сильным, но при этом не уметь делать приемы. Все развивают свои сильные стороны, поэтому мне сложно выделить, какая из школ лучше.
— Ты сказал, что иранцы большое внимание при подготовке уделяют «качке». А ты в своих тренировках используешь «железо»?
— Я практически его не использую. Мои первые инструменты на тренировке — это ковер, канат и жгут.
— Сослан, ты знаешь своих иностранных соперников или тебе неважно, с кем бороться?
— Да, конечно, я знаю своих иностранных соперников. Если бы я совсем не интересовался теми, с кем мне предстоит выйти на ковер, это было бы неуважением к ним.
— Есть ли у тебя любимый борец?
— Да, есть. Я всегда восхищался Бесиком. Он был великолепным борцом. И Махач Муртазалиев. Он — один их лучших борцов, которых я видел в своей жизни, самый техничный, феноменальный, гибкий как кошка. Одним словом, очень сильный борец. Мне очень нравится смотреть его схватки.
— Мы знаем, что ты все свои победы посвящаешь Бесику Кудухову. Кем он был для нашей страны, республики, для всего борцовского мира мы знаем. Но кем он был лично для тебя?
— Бесик … Я очень его любил, очень уважал. Для меня он был великолепным другом, товарищем, старшим, который мне очень помогал во всей моей карьере. Очень переживал и болел за меня от чистого сердца… Я это знаю. Он показывал мне разные приемы, подготавливал к другим соперникам, объяснял многие детали, которые я сам не видел. Он был очень хорошим человеком. Царство ему небесное. Он навсегда в моем сердце…
— Все ли тебя устраивает в новых правилах или внес бы изменения?
— Принципиальные изменения вносить не стал бы. Я бы вернул 1 балл за перевод и оценки за удержания. Ведь табло не всегда правильно отражает то, что происходит на ковре. К примеру, провел борец бросок на 4 балла, а соперник взял два раза по баллу (по старой системе), и сравнял счет. Я считаю, что балл должен оставаться баллом, два — двумя, три — тремя и т.д.
— А что думаешь про новые весовые категории?
— Мне очень не нравится, что не все весовые категории являются олимпийскими. Да и сами категории сложно назвать идеальными. Я думаю, что стоит еще проработать этот вопрос.
— Тебе тяжело дается сгонка веса перед соревнованиями?
— Это очень болезненный для меня процесс. Каждый раз в день взвешивания или накануне, когда я гоняю вес, я обязательно ругаюсь со своим тренером Анатолием Маргиевым. Спасибо ему за терпение! Я очень нервничаю, злюсь, становлюсь раздражительным, ругаюсь из-за мелочей, срываюсь. Заранее прошу у всех прощения за это!
— Каким ты видишь себя через 10 лет?
— Сложно сказать. Я могу поменять свое мнение о будущем, даже завтра. Не знаю, кем я буду через 10 лет. Пока что я спортсмен, а там жизнь покажет. На данный момент вижу себя только в спорте. Со временем, я думаю, какие-нибудь двери откроются, и я приму решение, чем мне заниматься дальше.
— Давай немного отвлечемся от спорта. Скажи, ты веришь в Бога?
— Безусловно, я верю. Бог у нас один. Перед каждым выходом на ковер я всегда прошу у него помощи.
— Уже не секрет, что на днях состоится одно из самых значимых событий в жизни человека — ты женишься. Расскажи нам немного о подготовке к свадьбе и, конечно же, о своей невесте.
— Да, скоро у меня свадьба, чему я очень рад. Год у меня получился очень насыщенный. Подготовка проходит активно. Очень бы хотелось видеть в этот день рядом всех близких мне людей, в том числе и товарищей по сборной. Возможно, в предсвадебной суете я не успел лично кого-то пригласить. Пользуясь случаем, я еще раз хочу всех пригласить! 16 ноября жду всех во Владикавказе! Но понимаю, что все не смогут присутствовать. В этот день еще женится член нашей сборной, замечательный парень и борец Ильяс Бекбулатов. Я хочу от души поздравить его и пожелать счастья в семейной жизни!
А мою избранницу зовут Кристина, она осетинка, живет тоже во Владикавказе, красавица. Я не знаю, что еще рассказать про нее.
— Борьбой интересуется Кристина?
— Да, уже интересуется. Начала из-за меня вникать в нюансы, следит по интернету за моими выступлениями и при этом очень переживает. Девочки есть девочки.
— Сослан, спасибо тебе за ответы. Может, ты хочешь что-то добавить к сказанному?
— Я хотел бы сказать огромное спасибо моему тренеру Анатолию Маргиеву за мою подготовку, за то, что терпит меня. Еще хочу поблагодарить Дзамболата Тедеева за поддержку, которую всегда ощущаю. И спасибо огромное главному тренеру нашей сборной Магомеду Гусейнову и всему тренерскому штабу без исключения за их работу.
И передаю привет всей группе «Борцы Алании» — администраторам, подписчикам. Спасибо, что вы с нами, поддерживаете нас, пишете о нас. Будем стараться радовать вас дальше. Осетия вперед!
— А мы тебя поздравляем с приближающейся свадьбой! Надеемся, что она получится красивой и веселой, как и сами виновники торжества! Желаем вам долгих лет совместной счастливой жизни! И жди еще поздравления в нашей группе 16 ноября!
«Борцы Алании», 14.11.2014