Владимир ГАБУЛОВ: «Мы под пристальным взглядом профессионала, игравшего на самом высоком уровне»
Вратарь «Динамо» Владимир ГАБУЛОВ в интервью ИТАР-ТАСС подвел итоги завершившегося футбольного сезона, поделился впечатлениями от выступления команды, вспомнил сорванный болельщиками матч в Санкт-Петербурге и рассказал о своей любви к автогонкам.
КАЖДЫЙ ПРИХОД В «ДИНАМО» – НОВЫЙ
- Вспомните начало сезона. Каким оно получилось для вас?
- Подготовку к сезону я начинал в другой команде. В команде, которая ставила перед собой большие задачи. Но в итоге «Анжи» сменил вектор развития, и большинство игроков распродали по разным командам. В том числе и меня. Перейдя в «Динамо», я, по сути, вернулся туда, откуда попал в «Анжи». Но чувства в тот момент были смешанные. Все-таки каждый футболист готовится и настраивается на одно, а тут пришлось очень оперативно перестраиваться, чтобы это не сказалось на результатах как моих собственных, так и команды. Сейчас по завершении сезона могу сказать, что сделать это удалось. За исключением, может быть, определенного периода, когда я на протяжении месяца не попадал в стартовый состав. Настроился, адаптировался и с головой окунулся в решение задач, стоявших перед «Динамо». Отчасти нам удалось выполнить их.
- Вы в «Динамо» уже третий раз. Каждый приход – он другой?
- Конечно. Ведь каждый приход в футбольный клуб «Динамо» – это приход в новый коллектив. Каждый раз, приходя сюда, мне требовалась определенная адаптация, какое-то время на привыкание.
- Как бы вы охарактеризовали минувший сезон одним словом?
- Прежде всего, я назвал бы его сложным. А если оценивать результат команды, скажу, что выступили мы удовлетворительно. Первоначальной задачей было попадание в пятерку. Мы заняли четвертое место, но понятно, что могли рассчитывать на большее. Место не в медалях, хотя я считаю, что в футболе медаль есть только одна – золотая.
- А могло «Динамо» завоевать ее?
- То, как изменялась турнирная таблица по ходу чемпионата, давало понять, что мы могли бороться за самые высокие места. В том числе и за чемпионство. Но футбольный механизм очень сложен: по щелчку пальцев невозможно создать команду, способную с первого дня решать серьезные задачи. Победа ЦСКА – лишнее подтверждение моих слов. В этой команде долгое время не происходит глобальных изменений, и стабильность приносит свои плоды. Хотя, по игре я не могу сказать, что ЦСКА был сильнее всех. Обе наши с ними встречи в чемпионате закончились победой «Динамо». Чтобы прийти к тому, к чему мы все стремимся, нужно время. Я надеюсь, что это время уже пришло, и следующий сезон получится именно таким, какого вот уже не первый год ждут и руководители, и футболисты, и болельщики, и вся большая семья футбольного клуба «Динамо».
- Итоговое четвертое место в турнирной таблице – это реальное отражение сил команды?
- Как я уже сказал, задачи, стоявшие перед «Динамо», мы выполнили лишь отчасти. Все прекрасно понимают, что потенциал футболистов и тренерского штаба команды намного выше. Поэтому небольшое разочарование присутствует.
- «Динамо» по-настоящему провалило в сезоне, пожалуй, лишь один матч. Я имею в виду поражение со счетом 0:4 от «Анжи». Что тогда случилось с командой?
- Тут совокупность многих факторов. Сложно назвать какую-то одну причину, повлиявшую на нашу игру или на игру соперника. Точно сказать можно лишь одно: корень всех проблем лежит в психологии. Я так считаю. Если правильно себя готовишь, настраиваешься на матч, то все будет в порядке.
ПЫТАЛСЯ ПОМОЧЬ «АЛАНИИ» И ЕЕ ФУТБОЛИСТАМ
- На ваш взгляд, вылет «Анжи» из премьер-лиги логичен?
- Учитывая то, как команда начала сезон, весной от нее требовались титанические усилия, дабы сохранить место в премьер-лиге. Уверен, по прошествии короткого времени «Анжи» вернется в элитный дивизион, а в Махачкале будет создан боеспособный коллектив.
- Вы прекрасно знакомы с созданными в Дагестане условиями. Как скоро созданная инфраструктура даст плоды?
- На все это нужно время. Лишь через шесть-семь лет «Анжи» сможет комплектоваться из воспитанников Академии. Однако все созданные условия – и стадион, и Академия, и база – это никуда не денется и будет использоваться.
- Еще один не чужой вам клуб – «Алания» – пережил в минувшем сезоне тяжелые времена. Команда была расформирована. Вы следили за ситуацией во Владикавказе?
- Следил и пытался принимать непосредственно участие. Мягко говоря, эмоции от произошедшего негативные. Я очень расстроен, что клуб из моего родного региона прекратил существование в том виде, в котором он выступал – лидера первенства ФНЛ. Очень жаль, что так случилось, что большая часть местных воспитанников покинула клуб. Разочарован, что понимающий и любящий футбол болельщик на неопределенное время остался без отдушины. Не добавляет оптимизма и тот факт, что расформирована команда была с большими задолженностями и непонятно, кто будет выплачивать ребятам эти долги…
- Вы сказали, что пытались принимать участие в судьбе «Алании». Каким образом?
- Алан Дзагоев, Алан Касаев и я – воспитанники осетинского футбола, выступающие в премьер-лиге – поинтересовались, как мы можем быть полезны, в первую очередь, футболистам. Нам посоветовали написать письмо в парламент республики. Не знаю теперь, насколько это было правильно, насколько достаточно было этого письма. На самом деле, анализируя ситуацию сейчас, понимаю, что ничего не принесло бы результата. Все произошло бы так, как произошло, в любом случае.
ВРАТАРИ «ДИНАМО» НАХОДЯТСЯ ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ ПРОФЕССИОНАЛА
- Было ли какое-то собрание коллектива по окончании чемпионата? Что на нем говорилось?
- Специального собрания не было. Было выступление президента и главного тренера команды после проигранного матча со «Спартаком». Конечно, оно получилось эмоциональным, но это вполне нормально. После такой, мягко говоря, неудачной игры эмоции были у всех. Это хорошо. Это значит, что в команде нет безразличных. Помимо ошибок, которые мы допустили в матче со «Спартаком», также говорилось об ошибках на протяжении всего сезона. Кроме того, нам пожелали хорошо отдохнуть и как следует подготовиться к следующему сезону, где «Динамо» ждет выступление в чемпионате, Кубке России и Лиге Европы.
- Можно ли утверждать, что в следующем сезоне «Динамо» будет одним из главных претендентом на чемпионство?
- На бумаге – да. Уже по ходу этого сезона многие говорили об этом, выдавая нам большие авансы. У нас амбициозные президент и главный тренер, которые пришли в клуб, чтобы добиться больших успехов. И, уверен, они сделают все, чтобы воплотить свои желания в жизнь. Ну а костяк команды составят те, кто будет готов соответствовать требованиям руководства и разделить их амбиции.
- По словам президента клуба, при Дане Петреску у футболистов в какой-то момент перестали «гореть глаза». Это действительно так?
- Могу сказать за себя – у меня глаза точно горели. Вообще, обсуждать профессиональные качества тренера – не дело игроков. Этот вопрос в компетенции руководства клуба. А моя задача – выполнять все указания тренерского штаба.
- Новый тренер «Динамо» Станислав Черчесов, как и вы, выступал на позиции вратаря. Как и вы, он родом из Северной Осетии. Есть какая-то особенность в вашем с ним общении?
- В связи с тем, что Станислав Черчесов в прошлом вратарь, и вратарь отличный, нам – вратарям «Динамо» – приходится непросто. Мы находимся под пристальным взглядом профессионала, игравшего на самом высоком уровне. С другой стороны, он может подсказать нам в случае каких-то ошибок или понять, что произошло в той или иной ситуации.
- Можно ли утверждать, что в «Динамо» самая сильная вратарская линия в России: Владимир Габулов, Антон Шунин, Роман Березовский?
- Любой из вратарей «Динамо» мог бы защищать ворота в любой из команд премьер-лиги. Но обстоятельства сложились так, что все мы в «Динамо» и, думаю, счастливы, что оказались здесь. Но судить, сильнейшая ли у нас вратарская линия в России, я не возьмусь. Игра вратаря во многом зависит от игры команды и наоборот.
- У вас существует какая-то система передачи знаний от опытных вратарей более молодым?
- Конечно. Если кто-то обращается с вопросом, каждый из нас с радостью поможет. К примеру, я после некоторых матчей спокойно могу подойти в Роме Березовскому и обсудить с ним матч, мои действия. Роман, глядя со стороны, имея огромный опыт, всегда давал советы.
О ПЕТАРДЕ И ШУНИНЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НЕ ДУМАЛ
- Какой эпизод минувшего сезона вызвал у вас самые приятные эмоции?
- Наиболее приятные эмоции вызвали два матча – две победы, одержанные со счетом 4:2. Я говорю о встречах с ЦСКА и «Зенитом» в весенней части сезона. Но если победа в Санкт-Петербурге гарантировала нам участие в еврокубках, то победа над армейцами получилась двоякой, особенно если оценивать, как после проигрыша нам выступал ЦСКА. Мы начали терять очки, а армейцы выиграли все свои матчи.
- Ну и, соответственно, что было самым неприятным моментом сезона?
- Поражения в Махачкале и от «Спартака» в последнем туре. Пожалуй, проигрыш спартаковцам расстроил даже больше. Все-таки соперник для «Динамо» очень принципиальный.
- Удивлен, что вы не назвали события в Санкт-Петербурге во время матча предпоследнего тура. Что чувствовали, когда на поле выбежали болельщики?
- Страха особенного не было. Было опасение, что если толпа побежит, то противостоять ей невозможно. А так я весь был в игре и думал о результате. Когда увидел боковым зрением, что болельщики стоят за воротами, я обратил на это внимание арбитра. Он скомандовал нам отправляться в раздевалку, и мы спокойно пошли в подтрибунное помещение.
- Эпизод полуторагодичной давности с попаданием брошенной болельщиками «Зенита» петарды в Антона Шунина не вспоминали?
- Вообще об этом не думал. Когда болельщики попали в Антона, я не думаю, что они целенаправленно целились в него: просто выбросили петарду, а она угодила ему под ноги. Но вообще, невозможно угадать, с какими намерениями люди выбегают на поле. Я думал лишь о том, что мы выигрываем со счетом 4:2, осталось играть 10 минут, и нужно удержать победу.
- Не обидно, что вместо заслуженной красивой победы со счетом 4:2 «Динамо» получило победу техническую (3:0)?
- Обидно? Смотря для кого. У меня убрали два пропущенных гола (смеется). Шучу, конечно. Вообще, не так уж важно, с каким счетом. Главное – выиграли и заработали три очка.
- Говорилось, что встречу можно было и продолжить, когда болельщики «Зенита» вернулись на свой сектор. Согласны с таким мнением?
- Ни в коем случае. Я рассуждаю просто по-спортивному: матч остановлен, случилась пауза, потеря игровой концентрации, плюс, во время этой стычки были выплеснуты эмоции, которые не способствовали проведению встречи. К тому же, наш центральный защитник Владимир Гранат получил удар по голове, и не мог продолжать игру.
- Что происходило с Гранатом. Как он вел себя в раздевалке?
- Поначалу он был в горячке, вел себя активно. А потом ему, действительно, стало плохо, появилась тошнота, голова заболела.
- Видели сами, кто куда бежал, кто кого ударил?
- В тот момент, когда началась стычка, я уводил Марко Ломича из эпицентра событий. Он сцепился с кем-то, и я не хотел, чтобы наш игрок был наказан. Даже эпизод, когда ударили Граната, я увидел лишь на телеповторе.
- То есть, даже в такой момент вы мыслили рационально.
- Действовал в интересах команды. Слава богу, жизненный опыт этому способствует.
ХОТЕЛ БЫ ПОЕХАТЬ НА ГРАН-ПРИ СОЧИ
- Вы производите впечатление максимально сдержанного человека. Тем не менее, в матче против «Краснодара» (1:2) поддались эмоциям и вступили в стычку с Романом Широковым.
- Мои эмоции были ответом. Во-первых, соперник пытался тянуть время, а во-вторых, мы уступали в счете. Да при любом счете мне хотелось бы продолжать игру.
- Легко вас вообще вывести из себя?
- Вывести из себя меня можно, но не думаю, что это легко. Просто когда наслаивается одно на другое, случаются такие вещи. Ну и все зависит от результата. Если мы ведем в счете, я – само спокойствие и благополучие.
- Легко ли вам удается пережить ошибки, неудачи на футбольном поле?
- Если честно, переживаю тяжело. На протяжении всей карьеры пытаюсь с этим бороться и прогрессирую в этой борьбе. Но отойти от неудач не всегда бывает легко. Сейчас на сто процентов отхожу от состоявшейся игры по прошествии двух дней. И это уже хорошо. Раньше времени требовалось больше. Но я оправдываю себя тем, что эмоции возникают от соучастия, от небезразличия.
- А что помогает легче переносить футбольный негатив?
- Семья. Переключаюсь, отвлекаюсь. Позитивные эмоции, полученные в домашней обстановке, помогают.
- Кем бы стал Владимир Габулов, если бы не был футболистом?
- (После долгой паузы) Все равно футболистом. Мне сейчас 30 лет, уже сложно представить себя на каком-то ином поприще.
- Слышал, что вы увлекаетесь автогонками в классе Формула-1. Это действительно так?
- Интересуюсь. Как и большая часть мужчин, я люблю автомобили, и автоспорт. А королевские гонки – это Формула-1. К сожалению, не всегда получается смотреть трансляции. Часто по воскресеньям у нас перелеты или матчи.
- На Гран-при Сочи в этом году поехать планируете?
- Уже задумывался над этим. Если позволят даты, если у «Динамо» не будет тренировок, хотелось бы съездить.
- За кого-то конкретно в Формуле-1 переживаете?
- Когда был Виталий Петров, как и любой патриот, я болел за него.
- Сейчас за «Торо Россо» неплохо выступает другой россиянин – Даниил Квят.
- Вот как? Не знал об этом, в этом году следить не удавалось. Значит, теперь буду болеть за него.
Артем КАЛИНИН
ИТАР-ТАСС, 24.05.2014