Альбина ИВАНОВА-ДЗУГАЕВА: «Если бы жизнь начинала заново – все равно бы стала гимнасткой»
Изящная, высокая, стройная, с приятным нежным голосом и красивыми руками – нет, это вовсе не голливудская топ-модель, это милая и интересная женщина, известная грация Осетии, чемпионка Советского Союза по художественной гимнастике в групповых упражнениях, мастер спорта международного класса, мать двоих детей Альбина Иванова-Дзугаева.
Родилась и выросла Альбина Николаевна во Владикавказе. Здесь же окончила 30-ю среднюю общеобразовательную школу и факультет физического воспитания Северо-Осетинского государственного педагогического института – ныне университета, здесь же начала заниматься художественной гимнастикой – очень красивым и по-настоящему женским видом спорта.
О своей спортивной карьере, о любимой тренерской работе, о современной осетинской школе гимнастики заслуженный работник образования Северной Осетии Альбина ИВАНОВА-ДЗУГАЕВА за чашкой весеннего кофе рассказала заместителю главного редактора сайта «Осетия спортивная» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Прекрасно выглядите!
– Спасибо большое!
– С профессиональным спортом давно попрощались, а глядя на вашу грациозность, создается впечатление, будто через пару минут вам выходить на площадку…
– Советская закалка – она дает о себе знать. Да и сама жизнь заставляет быть в тонусе.
– Расскажите о том периоде, когда вы пришли в гимнастику. Сколько вам было?
– Ничего сказочного – все просто и даже примитивно. В один день к нам в школу пришла женщина, чтоб посмотреть на первоклашек, как потом стало ясно, она набирала себе новую группу. Видимо я ей приглянулась, раз мне дали записочку для мамы, чтоб мы пришли к ним в секцию во Дворец металлургов.
– Кто была эта женщина?
– Елена Михайловна Бураева – мой первый тренер. Потом через год меня забрала к себе Казима Васильевна Дулаева и, можно сказать, поставила на ноги, дала путевку в большой спорт и в жизнь.
– Чем именно вы тогда понравились Бураевой. То есть, по каким критериям отбирали девочек?
– В назначенный день мы с мамой пришли во Дворец. Нас завели в зал, а родители остались в коридоре. Сначала нас построили, потом всех по очереди стали звать делать определенные упражнения – «мостик», ногу надо было как-то согнуть и т.д. Все необходимое я выполнила с легкостью, поэтому меня отправили направо, а те, кто не справлялся – уходил налево. То есть те, у кого не было гибкости в движениях, пластики, с ними сразу же прощались. Не все это понимали, даже возмущались.
– Вам сегодня часто приходится отказывать?
– Бывает. Некоторые, услышав отказ, даже обижаются. Ну, а как можно взять ребенка, которого ни за что не растянуть? Так и позвоночник запросто можно сломать или ноги оторвать. Это все очень серьезно. Поэтому, чтоб потом не травмировать девочку, лучше сразу сказать, что этот вид спорта не для нее.
– Исключений вообще не случается?
– Однозначно, нет. Гимнастика – на первый взгляд кажется какой-то сказочной игрушкой, а на самом деле – это непростой и в какой-то мере жестокий спорт. Если нет данных от природы – дорога в гимнастику закрыта.
– Вернемся пока к вашей спортивной стезе. Как дальше все складывалось?
– Я работала в группе Казимы Васильевны, в честь которой во Владикавказе весной ежегодно проводится турнир. Считаю, это очень правильным и благородным делом. У меня каждый день были по две тренировки. В 6:30 утра я уже должна была стоять в зале. Потом бежала в школу к 8 часам, а после школы – снова на тренировки.
– Как вы, хрупкая девочка, все успевали?
– Мама помогала, рано вставала, чтоб меня накормить. Я сама быстро повзрослела, хотя по годам мне было всего ничего. Опять-таки спорт закаляет.
– Знаю, что гимнастки, как модели, соблюдают определенный режим и различные диеты.
– Это так. К примеру, я с семьей никогда не ужинала. Для меня все отдельно готовилось. Обычно это фрукты, тушенные овощи, творог – все что не полнит.
– Это же надо иметь такую силу воли, чтоб так себя ограничивать?
– Ради успеха приходилось, хотя вкусно поесть частенько хотелось. Помню, меня всегда жалели родственники, знакомые, мол, такая худенькая ничего не видит в жизни, детства нет.
– Сами-то как считаете, спорт на самом деле лишил вас детства и прочих жизненных радостей?
– Наоборот, у меня было отличное детство. Я абсолютно не жалею о выбранном пути. Если бы жизнь начинала заново – все равно бы стала гимнасткой.
– Когда вы впервые вышли на соревновательную площадку – помните?
– Я тогда училась во втором классе. Мы поехали в Астрахань на «Каспийские зори» с Казимой Васильевной. Эти соревнования и по сегодняшний день проводятся.
– И какой был почин?
– Нулевой. Меня больше забрали на «обстрел».
– Дулаева, по сути, открыла Осетии художественную гимнастику, создала здесь свою фирменную школу, заложила прочные победные традиции. У нее много известных воспитанниц, некоторые сегодня работают в солидных клубах не только России, но и за границей. Скажите, какой Казима Васильевна была?
– Утонченной женщиной. Очень мягкой и ласковой, честной и безмерно преданной своей работе. Она всю себя отдавала нам, своим ученицам. При этом успевала все. Когда ездили на соревнования, Казима Васильевна постоянно нас кормила вареньем и огурчиками собственного приготовления. В ней не было ни капли агрессии, она никогда не приносила свои личные проблемы в зал, где полностью растворялась.
– За границей Ивановой-спортсменке довелось побывать?
– Только один раз. Ездила на международный турнир в Австрию, где стала серебряным призером в личном зачете. Больше в качестве гимнастки нигде не была.
– Фехтовальщицы, к примеру, говорят, что за команду фехтовать намного сложнее, чем в личных соревнованиях. А гимнасткам?
– Не то, чтобы сложнее, просто ответственности много больше.
– А если взять отдельные гимнастические предметы, какие из них вам больше нравились?
– Булавы и обруч. Они мне больше подчинялись. А вот с лентой я так и не сдружилась.
– Потому что лента считается самым сложным предметом?
– Возможно. Длина ленты составляет 6 метров и ею надо так работать, чтоб она пола не касалась. Не каждому это дано, по крайней мере, у меня не получалось.
– Вы же выступали в составе сборной команды Советского Союза, не так ли?
– Все так.
– Как и когда туда попали?
– Попала я в 1984 году, мне тогда шел 15-й год. Отобралась после России, по результатам.
– Кто на тот момент возглавлял сборную Союза?
– Эльвира Петровна Аверкович – очень властная женщина. Пару раз мне от нее досталось.
– Почему? Вы вроде хорошо работали?
– Из Осетии в сборной была я одна. Казима Васильевна меня здесь сажала на самолет и отправляла на сбор в тот или иной город. Первый инцидент произошел в Волгограде, куда самолет из Владикавказа летел только по четным числам. Из-за этого я на важный сбор прибыла с опозданием. Меня встретил волгоградский тренер в аэропорту, затем мы поехали в гостиницу, а уже был вечер. Все девочки спускались на ужин в ресторан.
– В ресторанах ужинали?
– Тогда да, у нас было трехразовое питание по талонам. И вот мне навстречу идет Эльвира Петровна, останавливается и такая: «Ты почему с опозданием»? Я стала объяснять, что не моя это вина, что самолет так летает и т.д., а она мне в ответ: «Если бы ты хотела, пришла бы сюда пешком тогда, когда начался сбор». Мне, 12-летней девочке, так обидно стало. Сегодня-то я эти моменты с улыбкой вспоминаю.
После этого случая я действительно, чтобы не опоздать, пошла до базы одна ночью через лес пешком.
– Представляю, какой был шок у тренера?
– Мне она ничего не сказала, но зато Казиме Васильевне позвонила и сделала замечание, мол, а если б с ней что-нибудь случилось? Но если бы я тогда в семь утра не стояла на построении, меня бы автоматически убрали на запасной ковер, и Бог знает, когда бы мне разрешили вернуться в основу. Вылететь из первого состава сборной страны было легко, но вот вернуться – неимоверно сложно.
– Жесткие правила?
– Спортивная дисциплина.
– Проведите сравнительные параллели между советской эпохой и XXI веком. Изменилась ли художественная гимнастика?
– Колоссальнейшим образом. Сегодня это совершенно другой спорт. В первую очередь, изменились правила в судействе. Если нас судила одна бригада из четырех человек по 10-ти бальной шкале, то сейчас судят 12 человек, и четыре бригады.
– Только в этом чувствуется разница?
– И по содержанию художественная гимнастика сильна усложнилась. Мне кажется, эти новшества идут только в пользу. Так как, благодаря этому, современная гимнастика стала и зрелищней, и динамичней.
– Когда вы окончательно расстались с большим спортом?
– Я травму ноги получила, поэтому и вынуждена была попрощаться с гимнастикой навсегда. Признаюсь, когда это случилось, столкнулась с пустотой в душе. Долго думала: «Куда идти? Как быть дальше?» Потом решила пойти по стопам моего учителя. Точнее, этот вопрос за меня Казима Васильевна решила. Говорю же, всю жизнь она меня опекала.
В мае я получила аттестат, летом как-то ничем не занималась, а в сентябре от Дулаевой получаю записочку: «Алечка, приди». Я прихожу к ней, а там, в зале сидят родители со своими детками. Тут встает Казима Васильевна и представляет меня набранной группе: «Это ваш тренер – Альбина Николаевна». Естественно, у меня шок. Но я не стала сопротивляться, сделала серьезный вид и подошла к моим ученицам. Мы не привыкли наставнику перечить. Вот с того момента я и занимаюсь с детьми.
– А ваши воспитанницы могут вам перечить?
– Еще как, но я это спокойно воспринимаю. Просто они более избалованы, нежели были мы. Это все рабочие моменты, которые всегда поправимы. В целом мои девчонки послушные и добросовестные.
– 25-летний стаж тренерской работы – это бесценный опыт. На ваш взгляд, тяжелая эта ноша?
– Скажем так – нелегкая, но в тоже время – любимая.
– Тогда вопрос: кем легче быть – спортсменом или тренером?
– Безоговорочно тренеру сложнее. Тут и пояснять ничего не надо. На пьедестале же спортсмен один стоит, его чествуют, там о тренере никто и не вспомнит. А вот, когда ученик проиграет, тогда спрос только с нас.
– Скажите, костюмы, в которых выступают гимнастки, школа выдает?
– В смысле купальники?
– Да.
– Спортсменки сами всегда их приобретали. Сейчас это просто все более доступно. Если мы брали обычные плавательные купальники, по швам распарывали, потом в поезде Казима Васильевна выкраивала, и мы обратно кусочки зашивали, как бы по запчастям. Таким образом, получался купальник для выступлений на соревнованиях. Моим же ученицам их шьют профессиональные швеи с художественным образованием.
– Почему обязательно с художественным образованием?
– Потому что у девочек ведь фигурки разные. Допустим, у одних короткая шея, у других ножки, и соответственно нужно сделать рисунок так, чтоб это все спрятать, чтобы каждая смотрелась королевой.
– Еще у вас мода на «дульки».
– Это обязательный атрибут во внешности. Волос должен быть собран. Какое-то время разрешали перышки, бантики еще что-то, но потом эти преобразования запретили – они мешали делать должным образом упражнения.
– А макияж кто обычно делает? Профессиональный визажист?
– Нас красила тренер, и мы в свою очередь так же поступаем. Ничего сложного в этом нет, главное подчеркнуть глаза и все.
– Ну, и несколько слов о музыке, под которую «художницы» исполняют свои упражнения.
– Мы выступали под живую классическую музыку. В настоящее же время, работаем под фонограмму, даже голос разрешили использовать, но только без слов.
– Это не сбивает выступающих, не отвлекает?
– Наоборот заряжает. Хотя конечно, классика берет свое, как-никак воспитывает вкус.
– У вас много учениц?
– Порядка 25 человек будет.
– А с какого возраста вы обычно берете?
– Лучший возраст – 6-7 лет. Это, как говорится, самый шоколад. А с другой стороны, все очень индивидуально. Допустим, у меня есть девочка 2004 года рождения, Эсмеральда Абаева. Она уже трижды съездила на соревнования. То есть ребенок готов к нагрузкам. Она у меня отдельно занимается с Ольгой Исуповой и Элиной Валиевой. Надо сказать, девчонки стараются проявить себя.
– То есть вы хотите сказать, что художественная гимнастика в Осетии и сегодня достаточна популярна?
– Очень даже.
– По-вашему, наша школа гимнастики идет в ногу со временем?
– Не отстает точно. Единственно у наших воспитанниц нет необходимой соревновательной практики. Выезжать на соревнования три раза в год или три раза в месяц – разница же большая? То есть наш минус только в этом – в недостатке соревновательной практики. А в профессионализме девочки никому не уступают.
– С недавних пор женщины «проникли» в такие мужские виды спорта, как борьба и штанга. А вот в художественной гимнастике, как думаете, у мужчин могут быть шансы? Или это нечто из области фантастики?
– Это вполне реальное явление и ничего тут сверхъестественного и зазорного нет. Мальчишки уже несколько лет работают на площадках наряду с девочками.
– Вы это серьезно?
– Вполне. В 2005 году мужская художественная гимнастика стала зарождаться.
– Признаюсь, я немного удивлена…
– Они выступают, как борцы-вольники в трико. На мой взгляд, это очень эффектное зрелище, чем-то похожее на акробатику. Мужчины вместо одного обруча используют два и плюс делают сальто с двойным вращением. Во-первых, это безумно сложно. Так как ты должен владеть той же акробатикой, спортивной гимнастикой и одновременно умело работать с предметами.
Мы были на турнире Амины Зариповой в декабре, и там вместе с нами соревновались пацанята. Зрелище такое, что не передать словами, их встречали на «Ура!».
Многих пугает слово «художественная»… Да и специфика везде своя. Знаю, что в Осетию мужская художественная гимнастика точно никогда не придет. У нас менталитет и спортивные традиции совсем другие.
– У каждого человека свое мнение, не буду вас переубеждать.
– Я бы даже своих сыновей, не задумываясь, отдала, если бы была такая возможность.
– У вас взрослые дети?
– Нет, еще школьники, да еще и спортсмены.
– Каким видом спорта увлекаются?
– Старший у меня – тхэквондист, а младший – дзюдоист.
– Вам не скучно.
– Это точно. У нас дома один только спорт и бывает в повестке дня. А как Алана Дзагоева мой Миша обожает, все время только его имя и слышу! До того его любит, что хочет даже походить на него, хотя сам занимается тхэквондо.
– А о чем сегодня мечтаете вы?
– Очень хочу поставить своих мальчиков на ноги, вырастить их порядочными людьми – это мое самое большое материнское желание.
– Недавно у вас был день рождения. Ваши бывшие ученики не забывают поздравить своего наставника? Если не ошибаюсь, известные сестры Гизиковы к ним же относятся?
– Не ошибаетесь, все трое через меня прошли. Я была приятно удивлена, что спустя годы они обо мне вспоминают. Я бы также хотела выделить Фатиму Цуциеву, Алию Апакову, Елену Коневу, Алану Цакоеву, Маргариту Беслекоеву, которые оставили свои дела, и пришли меня поздравить. Внимание ведь всегда приятно!
– У вас есть жизненное кредо?
– Идти вперед и не сдаваться.
– Что цените в людях, а что вам вовсе чуждо?
– Отвечу на вторую половину вопроса: не приемлю предательство, какими бы причинами оно ни было вызвано.
– Под занавес, ваши пожелания младшим?
– Терпения, без которого никогда не стать ни сильным спортсменом, ни настоящим человеком. И мирного неба над головой!