Черчесов и «Спартак»: кто кому отказал
Вчера руководство красно-белых объявило, что переговоры со Станиславом Черчесовым не увенчались успехом. Главный тренер «Амкара» пока что остается в Перми, а «Спартак» продолжит тренироваться под руководством Дмитрия Гунько.
«Кандидатура клубу не подходит», – в один голос заявили владелец клуба Леонид Федун и генеральный директор красно-белых Роман Асхабадзе. Формулировка исчерпывающая, иначе подавать эту ситуацию публике просто не могут. Очень неприятно, когда тебе отказывают. А «Спартак» и без того в последнее время понес достаточно имиджевых потерь, чтобы позволить себе новые. Разумеется, клуб будет настаивать, что это именно он «при тщательном взвешивании ситуации» решил не приглашать Черчесова.
Возможно, так оно и есть: как все было на самом деле, знают только участники переговоров и их ближайшее окружение. Мы же можем оперировать общеизвестными фактами, которые хоть и красноречивы, но полностью свет на ситуацию не проливают.
Попробуем восстановить хронику событий.
В тот же день (вторник, 18 марта), когда «Спартак» отправил в отставку Валерия Карпина, представитель совета директоров Джеван Челоянц, говоря о претенденте на вакантный пост, сам озвучил фамилию Черчесова. Тот, в свою очередь, заявил, что контактов с руководством красно-белых у него не было.
19 марта «Спартак», по нашим данным, сделал тренеру официальное предложение, уведомив об этом представителей «Амкара».
20 марта с античерчесовским заявлением выступило объединение спартаковских болельщиков «Фратрия».
21 марта Черчесов сказал, что все решится «через 2 – 3 дня».
22 марта «СЭ» сообщил о том, что в Москве запланирована встреча Черчесова и Леонида Федуна.
23 марта факт предстоящего разговора подтвердил сам Черчесов.
24 марта поздно вечером встреча состоялась.
И, наконец, вчера, 25 марта, когда должны были объявить о подписании контракта, все сорвалось. Черчесов ситуацию воспринял спокойно: мол, продолжаю работу с «Амкаром».
Далее факты заканчиваются и начинаются версии. Фактически их всего две, пусть и в различных интерпретациях.
Первая. Некоторым СМИ стало известно о контактах Черчесова с другим клубом РФПЛ. Подобное красно-белые стерпеть не могли.
Другая версия звучит несколько прозаичнее: Черчесов выдвинул определенные условия (скорее всего, по кадрам и размеру полномочий), и эти условия просто не устроили «Спартак».
Что из этого ближе к истине, полагаю, рано или поздно все же прояснится. Однако понятно, что обе версии в той или иной степени имеют под собой основания. Вопрос только в трактовке. И во внимании к мелочам.
«Другой клуб РФПЛ» – это, по нашим данным, «Динамо». Но мог ли интерес со стороны бело-голубых стать для «Спартака» сюрпризом? Ведь было известно и раньше, что динамовское руководство интересовалось Черчесовым. Именно его рассматривали и продолжают рассматривать в качестве кандидата номер один на случай расставания с Даном Петреску. Единственное отличие: речь идет о следующем сезоне, и свой интерес «Динамо», в отличие от «Спартака», не афишировало.
Тот ли это факт, который становится причиной для негодования и отказа от подписания контракта? Для людей с тонкой душевной организацией – пожалуй. Прагматикам же, на мой взгляд, должно быть очевидно, что тренер ДО подписания соглашения имеет право на выбор. Точно так же, как этим правом пользуются клубы.
Если контакты с динамовцами действительно имели место, то они говорят лишь об одном: Черчесов – востребованный специалист. «Спартак» же, получается, приревновал. Это серьезный подход серьезного клуба? Не уверен. На мой взгляд, в интересах репутации полезнее было бы остановиться на версии «не сошлись на условиях».
Как бы там ни было, до окончания сезона «Спартак» будет работать под руководством Дмитрия Гунько. Не будем совсем исключать вариант, что у Гунько еще все получится и летом в поиске нового тренера необходимости не возникнет, однако пока это видится маловероятным. А потому рулетка под названием «кто возглавит «Спартак»?» сейчас закрутится с прежним задором.
Имен можно предложить много, но глобально, как мне кажется, вопрос стоит следующим образом: россиянин или иностранец. Про плюсы и минусы того или иного пути говорилось много раз, и повторяться нет смысла.
С одной стороны, в свете недавнего заявления президента страны, в футболе в ближайшее время явно наметится тенденция на свои, отечественные кадры. С другой, «Спартак» – частный клуб, который всегда был наименее зависим от каких-либо указаний сверху. Кроме того, наверняка есть силы, которым намного комфортнее работать с иностранным специалистом. Правда, эти силы в любой момент могут остаться не у дел, о чем также не следует забывать.
Ясно, что «Спартак» попал в сложную ситуацию. На него обрушилась череда неприятных событий, и история с Черчесовым, вполне возможно, не кульминация. Хочется, однако, пожелать, чтобы обстановка в клубе как можно скорее нормализовалась, и мы, рассуждая о красно-белых делах, в первую очередь говорили о футболе. Потому что сильный «Спартак» нужен не только его болельщикам, но и всему нашему чемпионату.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
«Спорт-Экспресс», 25.03.2014