Как разоряли «Спартак»
Вчера Общероссийский профсоюз футболистов (ОПСФ) призвал президента РФС Николая Толстых создать совместную комиссию для расследования финансовой ситуации в «Спартаке-Нальчике». По информации ОПСФ, клуб, находящийся на грани банкротства, выплачивал миллионные гонорары за аренду футболистов лицам, не являвшимся их агентами.
ЗОТОВ: АРЕНДА ИГРОКА СОСТАВЛЯЛА ДО 20 млн. РУБЛЕЙ
Корреспондент «Советского спорта» связался с гендиректором ОПСФ Александром Зотовым.
– Речь идет о том, что неизвестные пока лица получали деньги за трансферы футболистов, а настоящие агенты игроков об этом не знали? – первый вопрос собеседнику.
– Надо смотреть договоры. Возможно, эти лица представляли клуб, но тогда в чем заключалась их работа, общались ли они вообще с футболистами? Даже если ты представляешь клуб, ты должен съездить к футболисту или к его агенту на переговоры. Работа состоит в том, чтобы помочь клубу подписать договор с футболистом. А если этого не происходит, тогда в чем вообще заключается роль человека, который получил деньги за трансфер? И почему такие суммы? Они весьма серьезные. Выплата за аренду, подчеркну, только за аренду, футболиста составляла до 20 миллионов рублей. Это нонсенс для первой лиги. Таких переходов просто не бывает.
– Логично представить, что людей, получавших деньги, было не несколько, а один-два.
– Да, но у нас агентами, к сожалению, называются все подряд. Есть те, кто имеет лицензии, платит налоги и их регулярно проверяет РФС. А есть те, кому плевать на проверки, они – однодневки. Они не занимаются карьерой футболиста.
– По сути, это люди-прачечные?
– Проблема-то не в них, а в том, кто их приводит. Всегда найдется алчный человек, которому будет выгодно в схеме поучаствовать. Как она выстраивается? Чаще всего так: клуб находит свободного агента, которого готовы отпустить бесплатно. Но руководство клуба акционерам заявляет так: игрок бесплатный, но человеку, который все это организовал, надо перевести деньги. А игрок действительно бесплатный!
– Много подобных эпизодов в Нальчике?
– Точно знаем о трех.
– И там суммы тоже по 20 миллионов?
– Нет, но суммы все равно огромные. До этого меня точно так же шокировала ситуация в «Алании»: румынский футболист пришел в команду, его услуги обошлись в 100 миллионов рублей, но, отыграв три матча, румын уехал.
– Но возвращаясь к Нальчику: теперь футболисты вынуждены соглашаться на 50-процентные выплаты гонораров.
– А им деваться некуда, потому что так есть хоть какая-то надежда на выплату долгов. Плюс клуб и команда – это не только футболисты, это и персонал, о котором игроки тоже думают. Но получается, что кто-то вывел деньги, а страдают именно игроки и персонал.
– Вот такой агент – он один в Нальчике был или несколько работало?
– Пока знаю об одном. Но называть его не могу, это – дело следственных органов. Но проблема не в нем, а в руководителях клуба, которые выделяли такие комиссионные. В тех, кто дает деньги.
– Заинтересовались ли этой историей компетентные органы?
– Знаю, что ребят уже опрашивали. Другое дело: по опыту нашего профсоюза могу сказать, что подобные дела, к сожалению, ничем не заканчиваются. Мы не жаждем крови, мы хотим, чтобы таких схем в футболе не было.
САФОНОВ: КЛУБ НЕ МОГ ПЛАТИТЬ КОМИССИОННЫЕ
По информации «Советского спорта», 20 миллионов рублей клуб выплатил за аренду форварда Алексея Медведева. Мы обратились к агенту футболиста Алексею Сафонову.
– Иногда говорят, что порядочность в России воспринимают как слабость, – отмечает Сафонов. – Это как раз об этой истории. Когда Алексей переходил в «Спартак-Нальчик», клуб попросил футболиста вести переговоры без агента. В силу непростой финансовой ситуации клуб не мог платить комиссионные по сделке. Я пошел навстречу, Алексей – мой давний клиент и даже больше, чем клиент, мы давно знакомы, я крестный его сына, он мне как член семьи.
– Но теперь выяснилось, что деньги получил другой человек.
– Был удивлен, когда Алексей рассказал о ситуации. К нему обратились сотрудники компетентных органов с вопросом: кто его агент и знаком ли он с агентом Виталием Калоевым, Алексей удивился – он не пересекался с ним.
– Вы удивлены?
– Когда мой клиент Швецов переходил как свободный агент в «Крылья», я вошел в положение: у клуба не было денег на комиссию. В итоге деньги – более миллиона долларов – получила некая фирма из Самары.
P.S. Дозвониться до Виталия Калоева вчера не удалось – он не отвечал на звонки.
РЕАКЦИЯ «СПАРТАКА-НАЛЬЧИКА»
Пресс-атташе «Спартака-Нальчика» Таймураз Тарканов прокомментировал заявление гендиректора ОПСФ Александра Зотова.
– Не знаю, какое собственное расследование и когда проводил ОПСФ. Ни к одному сотруднику нашего клуба никто от них не обращался. С 31 декабря обращаться, кроме как к охранникам, не к кому. В клубе сейчас практически нет руководства.
С осени прошлого года управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Кабардино-Балкарской Республики проводит полную проверку финансово-хозяйственной деятельности клуба. Она еще не завершена.
Если профсоюзные лидеры так сильно переживают за репутацию российского футбола, то создавать всякого рода комиссии и искать корень всех бед отечественного футбола стоит точно не в Нальчике, – отметил Тарканов.
С.ЕГОРОВ
«Советский спорт», 21.01.2014