Вратарь республики
// 30 лет назад молодой голкипер из Владикавказа Станислав ЧЕРЧЕСОВ дал развернутое интервью газете «Социалистическая Осетия»
Выбор в собеседники для первого интервью под новой рубрикой спортивной странички «Социалистической Осетии», в которой мы намереваемся знакомить наших читателей с новыми именами в мире спорта, пал на него отнюдь не случайно. Дело в том, что он привык быть первым. Его учили этому с самого детства. Цифра «один» начертана даже на его футболке. Словом, дебют с таким собеседником не должен обернуться «первым блином»… Итак Станислав ЧЕРЧЕСОВ – вратарь футбольной команды «Спартак» (Орджоникидзе).
– Скажи, Станислав, только положа руку на сердце. Ты встал первый раз в жизни в ворота в наказание за то, что плохо играл в поле? Ведь мальчишки во все времена хотят играть только в нападении…
– Нет, сделал я это вполне добровольно. У меня сосед в Алагире играл за юношескую сборную района и, отрабатывая удары на зеленой лужайке перед нашим домом, часто ставил меня, еще пацана, в ворота меж двух булыжников. За это он доверял мне нести за ним его спортивную сумку на стадион. Вот там я впервые увидел в игре наших с «Автомобилистом» из Орджоникидзе в воротах высокого красивого парня в черном трико. До сих пор помню его фамилию: Лолаев. Судьба моя определилась за девяносто минут игрового времени.
– И как же отнеслись к решению единственного сына из пятерых своих детей родители?
– Ну, отношения мы выяснили значительно позже, когда после восьмого класса мне предстояло переехать в Орджоникидзе для учебы в специализированном футбольном классе «Спартака». Мама, она у меня медсестра, сразу в слезы, отец же дал согласие. На том и порешили…
– Когда тебя впервые заметили тренеры?
– Наверное, когда на Кубке РСФСР в Нальчике меня признали лучшим вратарем. Стали привлекать за юношескую сборную России. Поначалу сиднем сидел на скамейке запасных, потом терпение лопнуло и на очередной установке перед игрой выпалил тренеру: «Я что, сидеть сюда приехал?!» Поставили. Хорошо должно быть сыграл, потому что затем попал я на первый для себя международный турнир в Ташкенте четыре года назад. После победы над болгарской командой уже тренеры юношеской сборной страны заинтересовались: «Что это за горец?» Присмотрелись и взяли с собой в Финляндию, доверили честь быть капитаном.
– Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать вратарь?
– Прежде всего, уметь думать в игре. Во-вторых, держать свои нервы в кулаке. Если вратарь запаниковал, считай, приехали. Потом все другое: прыгучесть, реакция… Вот часто говорят: этот вратарь опытней, поставим его на ответственную игру. До сих пор не пойму, как этот опыт помогает вынуть мяч из «девятки». Опыт – не опыт, а все равно прыгать-то надо?!
– Станислав, ты уже сыграл за сборные России и страны более пятидесяти игр. Какая из них запомнилась больше всего?
– В прошлом году на чемпионате мира в Мексике. Помните, мы тогда 1:2 проиграли бразильцам. Один мяч мне свой же игрок забил. Жара стояла неимоверная, а я замерзал перед игрой, колени ходуном ходили. Но когда заранее дрожь бьет, играю лучше…
– Говорят, что вратарь должен быть и хорошим психологом. Так ли это?
– Обязательно должен. И лучше всего это проявляется при пенальти. Помню играли мы в Дюссельдорфе за выход в полуфинал первенства Европы. Веселая была игра! Игровое время закончилось с ничейным счетом – 0:0. Начали бить пенальти. Я знал, что у нас пенальтисты хорошие, все мячи забьют. Значит, за мной дело – надо взять хоть один. Им стал третий, я отбил его… головой. И тут, чтобы вы думали? Наши не забили ответный! Начали все сначала. Смотрю, в решающий момент подходит к мячу их вратарь. Думаю, вратарь – все же вратарь. Что ни говори, удар не тот. А мой коллега разбежался тем временем медленно, ждет, что я буду делать. Стою. Кто кого? Тот уже набегает, а я стою и не двигаюсь. Смотрю на него, а у него на лице как написано: «Прыгай же, куда-нибудь!» выстоял, и он ударил мимо ворот. Так что до удара у меня с соперником еще столько дел!..
– Какая тебе публика больше нравится: шумная или тихая?
– Знаете, за рубежом есть так называемые «чисто футбольные» поля. Играл как-то на таком. Поверьте, мне плохо стало вначале. Такое впечатление, что болельщики с переднего ряда сейчас тебя за майку ухватят. Было их тысяч двадцать, а орали на все сто. Потом начали швырять в меня всем, что под руки попало. Пришлось всю игру на линии штрафной простоять, не то бы забили. Но это исключение, а, в общем-то, я люблю, когда публика горячо болеет. Если трибуны молчат, значит, дело плохо, не так играем.
– Если бы ты выбрал не футбол?..
– В этом году оканчиваю университет. Хочу познать все и все умею понемногу. Бренчу на гитаре. Дома пианино стоит, сестренка на нем играет. Так я его замучил во время приездов. В школе математику хорошо знал, английский… А вообще-то футбол очень много времени отнимает, и это меня страшит.
– Твой идеал вратаря?
– Дасаев…
– А тренера?
– Я их за короткий период семерых узнать успел. Вообще-то это ужас что делается, когда дилетанты лезут не в свое дело.
– Получил ли ты приглашение в другие команды после того, как на турнире «Переправа» был признан лучшим вратарем?
– Много и даже очень лестные. Но я остался и не хотел бы говорить об этом подробней…
– Твоя цель?
– Выйти вместе с ребятами в высшую лигу в этом же году! Не надо ставит половинчатые цели: занять место в десятке или в пятерке лучших. Тот не солдат, кто не носит в ранце фельдмаршальский жезл.
– Удачи тебе, Станислав!
Олег ЦАГОЛОВ
«Социалистическая Осетия», 21.01.1984