Сулик, миллион и «девятка»
// UEFA.com по душам побеседовал с тренером бакинского «Нефтчи» Назимом СУЛЕЙМАНОВЫМ, которого до сих пор с теплотой вспоминают болельщики «Алании» из Владикавказа
Одному из лучших азербайджанских футболистов 90-х годов ныне под пятьдесят. Довольно известный на постсоветском пространстве Назим СУЛЕЙМАНОВ, которого тогда чаще называли Сулой или Суликом, уже давно тренирует, но о молодости своей вспоминает так, будто бы все происходило вчера. В интервью корреспонденту UEFA.com он рассказал о своем становлении и вспомнил интересные случаи из карьеры и жизни.
Первой командой Сулейманова был «Нефтчи». Правда, не столичный, а из Сумгаита, в котором он родился.
Выступая за нефтяников, мне и нескольким моим одноклубникам удалось привлечь внимание тренеров мингячевирского «Автомобилиста». Его цвета я защищал всего год, после чего удостоился приглашения в «Нефтчи», но уже бакинский, являвшийся, кстати, сильнейшей командой республики. За черно-белых на протяжении семи лет я провел 177 матчей и отличился 27 раз.
В 90-м покинул ставшую для меня родной команду, услышав слова: «Ты не футболист». Тренеры считали, что я исчерпал себя как нападающий. Решил позвонить тогдашнему наставнику киевского «Динамо» Валерию Лобановскому и главному тренеру «Спартака» Олегу Романцеву.
Они оба захотели видеть меня в своем распоряжении, но я выбрал московскую команду, так как, в отличие от бело-синих, исповедовавших силовой футбол, она предпочитала техничный стиль игры. К сожалению, попасть в «основу» мне не удалось, поэтому приглашение Валерия Газзаева перейти в «Аланию» я принял с большой радостью.
Столицу Северной Осетии Сулейманов называет второй родиной, а болельщики «Алании», как он говорит, занимают особое место в его сердце.
Я перебрался в стан дебютанта премьер-лиги и играл за красно-желтых шесть сезонов. Дважды за это время мы стали обладателями серебряных медалей чемпионата России, однажды завоевали золото. Безусловно, владикавказский этап можно назвать пиком моей карьеры. В 142 матчах я поразил ворота соперников ровно 60 раз.
Может, это и прозвучит нескромно, но один мой гол был красивее другого. Однако любой сказке приходит конец. Некоторые, забыв все приятное, держат в уме только последние секунды проигранного «золотого матча» против «Спартака», когда на «Петровском» в Санкт-Петербурге мы уступили со счетом 1:2.
Да, я не забил из убойной позиции, но человек не робот, невозможно забивать всегда и всюду. Это футбол. Ведь были великие игроки, которым не удавалось реализовать пенальти в важных встречах на чемпионатах мира или Европы. Нельзя ставить на ком-либо крест из-за одной ошибки. Это неправильно!
Во Владикавказе он окончил юридический факультет университета. Ему предлагали остаться работать в прокуратуре или МВД, но он отказался. Хотел играть в футбол.
Я перебрался в Сочи, где выступал за «Жемчужину». Поначалу все было нормально, но затем отправили в отставку главного тренера Арсена Найденова, и вскоре я завершил карьеру. Прошел тренерские курсы и возглавил команду, но ненадолго. Вернувшись в Азербайджан, работал в ленкоранском «Хазаре», столичном «Олимпике» и национальной сборной.
Сейчас нахожусь у руля «Нефтчи». Пока наши дела идут не слишком гладко, но ничего. Хотя мы лидируем в азербайджанском первенстве, нам нужно укреплять позиции, ибо пока ничего не решено. Для всего нужно время. Сейчас я нуждаюсь только в нем. И в доверии.
Вот, ушел Алекс Фергюсон из «Манчестер Юнайтед», и на каком они сейчас месте? На восьмом. Однако не думаю, что это надолго. Просто команде нужно прийти в себя, перестроиться, найти новую игру. «МЮ» все равно является одним из лучших клубов мира.
Известно, что не все самое интересное в футболе происходит на поле. Вот и Назиму Гаджибабаевичу есть что рассказать о жизни во Владикавказе.
После одной из победных игр в раздевалку вошел председатель совета министров Северной Осетии Сергей Хетагуров и спросил у меня, куда попал мяч после моего удара. Я-то отличился, но очень стеснялся и просто молчал. Смелым оказался наш капитан Инал Джиоев. Заявил, что гол был забит прямо в «девятку». Следующим же утром мне подарили ВАЗ-2109 – «девятку».
А однажды перед игрой с «Ротором» мэр Владикавказа пообещал дать миллион рублей тому игроку «Алании», который откроет счет. Сделать это удалось мне. Я обыграл троих оппонентов, пробил, и с божьей помощью удар завершился взятием ворот. Так я стал миллионером.
Помню еще один случай. Значит, не попал я как-то раз в состав из-за лимита на легионеров. Жил я тогда на квартире, и один из моих соседей по дому, находившийся на трибуне, невольно подслушал диалог двух незнакомцев, обсуждавших причину моего отсутствия в составе. Услышав, как один из них высказал предположение, что я не играю как раз из-за лимита, он сказал: «Да какой Назим легионер? Он же со мной в одном доме живет!» Вообще, конечно, приятно, когда есть что вспомнить из молодости.
UEFA.com, 21.12.2013