Барсаг КЕСАЕВ: «Чемпионат России у нас – как мини-Олимпиада»
Барсаг Кесаев – 22-летний борец вольного стиля, серебряный призер престижного турнира серии Голден Гран-при «Иван Ярыгин», победитель Кубка мира, проходившего недавно в Махачкале, статный, ухоженный, очень позитивный и приятный парень.
Родом Барсаг из Цхинвала (Южная Осетия). В его семье о вольной борьбе знают не понаслышке, так как отец, дядя и брат Кесаева в свое время занимались этим по-настоящему мужским видом спорта. А сегодня семейную традицию продолжает и сам Барсаг.
О своих тренерах, о Кубке мира в Дагестане, о ближайших спортивных планах Барсаг КЕСАЕВ рассказал во Владикавказе заместителю главного редактора сайта «Осетия спортивная» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Барсаг, интересное и необычное у тебя имя. Кто тебе его дал?
– Честно говоря, вопросу не удивился, так как меня часто спрашивают. Мама меня так назвала.
– Что означает?
– Взято оно из древнего нартского эпоса, так звали повелителя солнечного затмения.
– Это как-то отражается в твоей жизни? К примеру, ты больше теплоту любишь или твоя стихия – холод?
– Больше к теплоте и уюту расположен.
– Борьбой в Цхинвале начал заниматься?
– Нет, во Владикавказе, у Майрама Гизикова – это отец известных осетинских гимнасток, сестер Гизиковых. Я до семи лет только жил на Юге, потом по определенным причинам с родителями переехали в Северную Осетию. Здесь же я пошел в школу, 26-ю окончил.
– То есть, Гизиков – твой первый тренер?
– Да, но занимался я так себе, не совсем серьезно. Если не ошибаюсь, он своего сына в честь меня назвал Барсагом.
– Какая честь!
– Ну, да приятно очень.
– В каком возрасте к тебе пришло осознание, что ковер – это твое?
– Где-то в 15 лет. Но теперь уже меня тренировал Виктор Зангиев, который вывел меня на хороший уровень, чтоб я мог соревноваться за чемпионство, пусть и по юношам. Помню, первыми мои соревнованиями был чемпионат ЮФО в Краснодаре, где я стал вторым.
– Всегда таким рослым был?
– Да. С 15 лет вешу 120 кг. Это мой постоянный вес. Потом, уже десятиклассником, мне предложили переехать в Москву. Я согласился и буквально до прошлого года тренировался там под руководством заслуженного тренера России Анатолия Маргиева.
– Часто ты менял наставников. И что заставило вернуться в родные края?
– Я понял одно – осетинская школа борьбы реально самая лучшая и плодотворная. Но, надо отдать должное и столице, в том отношении, что пока я там находился, для меня были созданы все условия. Просто те ребята, с кем я тренировался и рос в спортивном плане – Лохов, Шавердов, Гаглоев – кто-то уже тоже переехал, а некоторые вообще ушли из спорта. А мне же надо идти вперед, набираться опыта, чтоб в будущем добиться хороших результатов. Это оказалось возможным дома, то есть и уезжать никуда не надо. Тем более судьба свела меня с таким бесподобным человеком и мудрым старшим Маликом Тотразовичем Тедеевым, нынешним моим тренером. Когда я приехал, долгое время не мог ни к кому пристроиться, искал родственную душу.
– И нашел ее в лице Малика Тедеева?
– Именно. Безумно благодарен ему за то, что, когда я попросился к нему, он мне не отказал. С того момента прошло всего ничего, но уже чувствую что с Тотразовичем я значительно прибавил. Этому свидетельство и красноярский старт, и тот же Кубок мира.
– Таким образом, плавно подошли к главной цели нашей с тобой встречи –дагестанскому турниру. Как сам лично оцениваешь свое выступление?
– Кубок стал для меня удачным и перспективным трамплином к дальнейшим соревнованиям.
– На мой взгляд, ты без особых усилий побеждал и даже клал соперников на лопатки..
– Главное, что смог принести очки команде, что мы в итоге стали победителями. Для меня командные соревнования всегда более трудными кажутся, нежели личные. Вот сравниваю Кубок мира с ярыгинским турниром, и признаюсь: в Сибири мне психологически было проще, так как нес ответственность только за себя, а тут – за всех. Этот момент, наверно, и заставил быть более собранным. В итоге результат получился неплохой.
– Обычно, когда выходишь на поединок, о чем думаешь?
– О том, как положить соперника. И еще стараюсь услышать тренера, ведь ему со стороны виднее бывает.
– Ты себя уже зарекомендовал во взрослой борьбе со знаком «плюс», а это значит, что многие твои конкуренты должны немного опасаться тяжеловеса Кесаева?
– Это у них надо узнать…
– Можешь назвать конкретные фамилии, имею в виду оппонентов, как на российском, так и на международном уровне?
– Предпочту воздержаться.
– Почему?
– Потому, что пока я как бы на стадии становления, поэтому не хочу кого-то выделять. Все те спортсмены, с которыми приходиться состязаться, и есть мои оппоненты. Как стану первым номером, тогда можно будет и порассуждать.
– Становление – это очерченные спортивные планы. И каковы они у тебя?
– Как приехали из Дагестана, сразу же приступил к тренировочному процессу, впереди чемпионат России, а он у нас – как мини-Олимпиада. Такая же сумасшедшая конкуренция. То есть, надо хорошо подготовиться.
– А как дома встретили обладателя Кубка мира?
– Устроили настоящее чествование. Моя мама всегда сильно за меня переживает, всех с кем борюсь, запоминает. Потом обсуждает тот или иной мой выход. Прямо как специалист борьбы (улыбается).
– Кто еще за тебя так трепетно болеет?
– Бабушка, которая в Южной Осетии живет и где находятся почти все мои родственники. Ну, и, конечно, мои друзья.
– Друзья – это те же борцы?
– И они тоже.
– Какая царит атмосфера в сборной России по вольной борьбе?
– Дружная, естественно. Год как я основательно здесь тренируюсь, но могу сказать со всеми ребятами в прекрасных отношениях. Всегда радуюсь за тех, кто что-то выигрывает, и также огорчаюсь за их неудачи. По-другому и быть не может, мы же, члены одной большой семьи.
– Что нужно, чтобы добиться самых больших высот?
– Считаю, в спорте нет удачи. Все зависит от того, с каким настроем подойдет спортсмен к соревнованиям, как будет трудиться в зале, то есть все достигается исключительно через труд и характер. Вот это и есть мой рецепт успеха.
– Искренне желаю тебе этого не только в спорте, но и в жизни!