Бравый край. Футболист КАСАЕВ, который занимается ММА
Фланговый полузащитник Алан Касаев выиграл все, что можно выиграть в России, повстречался с Игорем Денисовым в двух разных командах, а в «Динамо» с его перенасыщенным составом вдруг увлекся смешанными единоборствами.
С первого взгляда Касаева легко принять за борца: невысокий, широкоплечий, с мощным корпусом и накачанными ногами — типичный «вольник». Он действительно занимался борьбой, но только в раннем детстве, еще до прихода в футбольную секцию.
— Борьба в Осетии — такой же культовый вид спорта, как футбол. Занимаются почти все мальчишки. Сейчас я уже не занимаюсь, только слежу за тем, как выступают наши спортсмены, мне нравится наблюдать за схватками. А телосложение — это, скорее, физиология. Я легко набираю и сбрасываю вес. Набираю, как правило, во время отпуска, но с этим проблем никаких нет: по ходу сезона придерживаешься разных диет, потом позволяешь себе другую еду. Я, например, очень люблю осетинские пироги. Когда езжу домой, всегда ем пироги, потому что в Москве или Казани крайне сложно найти настоящие пироги, которые готовят как дома. За лишний вес меня не то чтобы ругали, но всегда давали понять, что это неправильно. Хотя два лишних килограмма после 20 дней без тренировок — это еще нормально.
Из-за роста, природной юркости и изящного дриблинга Касаева быстро полюбили на YouTube — все началось еще весной 2009-го, когда Касаев, самый яркий игрок «Кубани», легко и дерзко расправился с обороной «Спартака» (1:0). Примерно два года Алана стабильно сравнивали с Лионелем Месси — сейчас лестное, но невероятно странное сравнение уже забыто.
— Сравнение с Месси появилось как раз после того матча со «Спартаком», когда я хорошо сыграл, показал дриблинг. Кажется, первым это сравнение использовал Юрий Севидов в «Советском спорте». Это как-то закрепилось, меня начали постоянно сравнивать с ним. Приятно, конечно, когда так хвалят, но такие сравнения уже в прошлом. Я объективно смотрю на вещи. Позже Курбан Бекиевич давал мне нарезки моментов по определенным позициям с участием Месси, Это’О. Это очень многое давало в плане тактической подготовки: можно было запоминать какие-то ходы, моделировать ситуации.
Проект Бердыева с выращиванием из Касаева лидера «Рубина» и настоящей звезды все-таки оказался неудачным. Застоявшись в Казани, Алан решил отправиться в «Динамо» еще прошлой, экономной эпохи, где еще не было именитого президента Бориса Ротенберга-старшего. Сейчас, после массовых закупок на руинах «Анжи», состав команды настолько большой, что в премьер-лигу можно заявлять второе «Динамо», которое будет способно бороться за место в первой восьмерке. Сам Касаев находится на границе основы и скамейки.
— Все равно нет ощущения, что в «Динамо» слишком много игроков. Такая у нас реальность, да, что можно набрать две команды из игроков примерно одного уровня. Те люди, которые не играют, наверняка смогут уйти. Просто сейчас «Динамо» — очень большая команда, пришли новые руководители, которые действительно хотят построить топ-клуб. Это все не так быстро делается. Но пришли правильные люди. А из-за количества игроков в «Динамо» вообще нет никаких проблем. Нет такого, чтобы кому-то из игроков не хватало места в автобусе и пришлось стоять. Всем всего хватает, вы посмотрите, какой он у нас большой! — кивает Касаев в сторону синего автобуса, припаркованного около теннисных кортов. Метрах в пятидесяти от него — парковка, переполненная автомобилями игроков.
Барский размах закупок ротенберговского «Динамо» сделал обычную историю Касаева удивительной. Алана брали для освежения заскучавшей атаки, его воспринимали как надежду нового сезона, но прошло чуть больше месяца — и на его место купили Юрия Жиркова. Касаев едва заметно улыбается, когда я рассказываю ему похожую историю: летом 2011-го «Анжи» купил на левый фланг Балажа Джуджака, но потом из Лондона приехал все тот же Жирков, и Джуджака продали в «Динамо». Сравнение с печальной участью венгра Алан улавливает без всяких подсказок.
— Сегодня у меня есть контракт с «Рубином», в «Динамо» я на правах аренды. Если меня выкупят — будет хорошо, нет — никаких обид. Это не касается наших человеческих отношений внутри коллектива, мы с Жирковым даже не говорили об этом. У нас замечательные отношения. Когда я только пришел в «Динамо», за свой счет водил всю команду в ресторан. Пообедали, пообщались, это нормально. А то, что говорят про поведение Денисова в коллективе… Игорь — хороший, добрый человек, для меня он друг, мы общаемся, я знаю его еще со времен выступлений за «Зенит». То, что пишут в прессе, даже не могу читать. Даже смешно, когда видишь все эти заметки. Просто реально не понимаю, зачем это пишут. Да, может, в душе ему неприятно из-за ситуации с «Зенитом». Он провел в клубе много лет, хотел там завершить карьеру. Я догадываюсь, что у него на душе, все-таки «Зенит» — его родная команда.
— Я и сам ушел из «Зенита», когда меня после травмы не позвали на сбор. Хотелось поехать, но в команде произошли изменения: ушел Петржела, который меня брал, пришел Адвокат. Когда я уходил, Адвокат меня даже ни разу вживую не видел. Потом мы с ним пересеклись в сборной в 2010 году, но эту ситуацию не обсуждали. Пожали друг другу руки да и все. Правда, я благодарен «Зениту»: меня там вылечили после двух тяжелейших травм. В 2005 году я получил разрыв крестообразных связок, восстановление заняло восемь месяцев. Потом, только оправившись, я повторно травмировался в товарищеской игре, улетел в Германию. И я очень благодарен руководителям и врачам «Зенита» за то, что в этой ситуации они не бросили меня. Я ведь был простым молодым игроком, есть клубы, где таких оставляют. А я весь курс лечения прошел в Германии, за мной следили. Это тяжелый период, когда в 19 лет получаешь такую серьезную травму, не играешь полтора года. Уже задумываешься, стоит ли играть дальше. Тогда меня поддерживали Горшков, Радимов, Денисов, Кержаков, Быстров, Аршавин.
Всем городам, где Касаев когда-либо играл, он пока предпочитает именно Санкт-Петербург: «Красивый, приятный город. Очень люблю просто гулять с друзьями, особенно нравится Исаакиевская площадь». Правда, все родственники Алана живут в Осетии, и видеться с ними получается только во время отпуска.
— Дома не только с близкими встречаюсь. Каждый раз, когда бываю в Осетии, играю со знакомыми, собираются все осетинские футболисты, играющие или игравшие в чемпионате России. Получается 20-25 человек, делимся на пять маленьких команд, играем просто так, без всякого призового фонда. У нас играли и Дзагоев, и Джанаев, и Джамбулад Базаев, и Артур Пагаев — в общем, были и люди из чемпионского состава «Алании». При этом жестких нарушений у нас не было: кто-то закончил, кто-то на пике карьеры, и травмы совсем не нужны.
Касаев сидит на деревянной лавочке напротив декоративного фонтана, установленного напротив здания базы «Динамо», и начинает посматривать на часы. Оказывается, неподалеку его ждет Михаил Малютин — чемпион России по рукопашному бою и ушу саньда, а также чемпион мира среди клубных команд M-1 Challenge. Вместе с ним он поедет в зал — заниматься смешанными единоборствами.
— В последнее время сильно увлекся боями MMA. Появились друзья, которые там бьются: вот из Санкт-Петербурга приехал Михаил Малютин, знаю Хабиба Нурмагомедова, но он сейчас в Америке дерется, общаюсь с Артуром Гусейновым. Собственно, я со знакомыми бойцами и начал заниматься в зале, тренируюсь, как только появляется возможность. Тело поначалу болело после ударов, но сейчас на самом деле уже боли не чувствуется — привык. Все-таки три месяца занимаюсь. Как раз сейчас закончилась тренировка «Динамо», поеду позанимаюсь в зале. Побиться в каком-нибудь маленьком непрофессиональном турнире я бы все равно не хотел. Это просто мое хобби. Я болею за ребят, а они — за меня. Раньше болели за «Рубин», сейчас болеют за «Динамо».
Влад ВОРОНИН
Журнал PROспорт, 09.10.2013