Второй шанс Дзагоева
В преддверии матча с Люксембургом наша сборная столкнулась с той же проблемой, что и перед встречей с Северной Ирландией, – нет ясности, кто сыграет слева в атаке.
По информации «СЭ», Александр Кокорин пока не готов проводить на поле все 90 минут, Денис Черышев и Юрий Жирков – травмированы, а значит, у Алана Дзагоева вновь появляется шанс выйти в стартовом составе. Хотя у Фабио Капелло могут быть и другие планы…
Стать основным игроком в сборной Капелло Дзагоеву мешает избыточный талант. И это вовсе не парадокс, а банальная футбольно-житейская неувязка.
Правда, обычно она случается, когда сильный футболист приходит в команду уровнем пожиже, и та попросту не способна понять гениальные ходы, маневры и предложения. Ему бы в пару еще одного себя, но нет больше другого такого. Эта проблема в футболе от века: лет сто назад, когда лучший полузащитник Европы Пешек – красавец, чемпион, новатор – перешел из «Спарты» в «Жиденице», не смог вписаться в игру и провел чрезвычайно плохой сезон, подтолкнувший его к завершению карьеры, кто-то из великих тренеров того времени мудро заметил: «Ему нужно было играть намного слабее, чем он умеет, чтобы найти общий язык с этими партнерами».
Ситуация с Дзагоевым иная. В сборной России хватает одаренных ребят, понимающих Алана с одного замаха. Euro -2012, где армеец с помощью зенитовцев стал лучшим бомбардиром группового раунда, убедительное тому доказательство. Способности Дзагоева не годятся одному-единственному человеку – нынешнему главному тренеру.
У Фабио Капелло на первом месте всегда стоит игровая дисциплина. Без нее размер таланта не имеет значения. Алан же, как всякий изобретатель, композитор, художник, привык жить в обстановке творческой свободы. Поэтому в ЦСКА демократичный Леонид Слуцкий наделил ею хавбека сполна. Под его началом Дзагоев имеет право творить игру на свое усмотрение, учитывая лишь ограниченные возможности Мусы.
В сборной все не так: схема Капелло – догма, тактический план – закон, и нарушать их, своевольничать на поле не позволительно никому. Сказано бегать по флангу вперед и назад – ни шагу в сторону. Поставлена задача вторым касанием бросать в прорыв Кержакова – обводка недопустима. На этом конвейере ты не конструктор, а рабочий. Каким бы гением ни был. Хотя… если хочешь, делай то, что от тебя требуют, гениально. Только не надо самому выдумывать футбол.
У Алана так не получается. Он не может просто взять и отдать, ему обязательно хочется хотя бы чуть-чуть сообразить и что-нибудь сочинить. Да и не фланговый он игрок. Его постоянно тянет в середину поля, туда, где больше людей и игры, где «круче движуха». Там центр всего – футбола, активности, внимания, жизни. Там ему вольготнее, интереснее. А на краю, с которого он только что увел соперника, пусть хозяйничает наш защитник. Как в ЦСКА.
Капелло этого в нем терпеть не может, вот и заменяет каждый раз. Или вовсе оставляет в запасе. Свежий пример – игра в Белфасте, где изобретательность Алана, безрезультатная с точки зрения протокола, ослабила левый фланг и разъярила тренера.
Возникает резонный вопрос: почему Фабио не использует Дзагоева в центре?
Упрощенно это можно объяснить так: Капелло против ротации состава и опирается на узкий круг избранных им основных игроков. А в полузащите у него давно уже все оформлено: опорный – Денисов, организатор игры – Широков, «мотор» – Файзулин или Глушаков. Первые двое незаменимы, остальные взаимозаменяемы. Дзагоев в эту группу не то что не проходит – вообще не рассматривается. Нет ему доверия.
И не важно, что в ЦСКА он все увереннее осваивается на должности «заднего» центрального полузащитника: аксиому Капелло это новое открытие не опровергает. Он, конечно, держит в уме, все так же недоверчиво, что на случай несчастий у него теперь есть еще один «как бы опорник», но его наверняка тут же передергивает. «А если он и там начнет играть, как вздумается?»
Быть одним из лучших игроков страны и не проходить в состав национальной команды – это драма. Неудивительно, что на тренировках сборной у Алана грустный вид. Когда в ногах полно сил и в голове идей, когда готов порвать любого за команду, а порвать дают только штаны на лавке, невозможно не печалиться. Да и ситуация как будто безвыходная…
Но не бывает таких ситуаций. Выход есть. Алану ради сборной надо всего лишь примириться с тем, что у Капелло есть четкие, однозначные «можно и нельзя», «хорошо и плохо», «надо и не надо». Забыть о личных амбициях, славе, достижениях и просто поработать крайним, не оставаясь крайним. То есть так, как требует тренер, без претензий. Один тайм, второй, следующий матч, еще один.
Только тогда Капелло в Дзагоева поверит.
Евгений ЗЫРЯНКИН
«Спорт-Экспресс», 05.09.2013