Неистовый Алан
// Полузащитник ЦСКА и сборной России рассказал о веселых розыгрышах над коллегами, любви к пирогам и недоверии Капелло
К 23 годам успеть стать одним из лидеров топ-клуба и национальной сборной, выиграв при этом все титулы в России, – такое удается далеко не каждому. Алан ДЗАГОЕВ, которого из года в год западная пресса включает в рейтинг самых талантливых молодых игроков Европы, в этом году впервые попробовал на вкус золотую медаль отечественного чемпионата, вдобавок став обладателем еще и Кубка страны, и Суперкубка.
В интервью «РГ» полузащитник ЦСКА Алан Дзагоев назвал единственное блюдо, которое умеет готовить, рассказал об армейском духе и признался, что уже забывает о Евро-2012.
СОЛИЛИ ВОДУ ИГНАШЕВИЧУ
После победы в трех турнирах как вы в себе ищете мотивацию на новый сезон?
Алан ДЗАГОЕВ: Если мы не будем стараться в полную силу, то может больше никогда и не ощутим вкуса побед. Именно эта мысль движет нами. Мы профессионалы, и будем стараться, как и прежде.
Не были удивлены тем, как легко удалось обыграть «Зенит» в Суперкубке?
Алан ДЗАГОЕВ: Наверное, со стороны показалось, что нам пришлось легко с «Зенитом», но это не так. Особенно тяжко было во втором тайме, когда первые минут 20-30 питерцы перехватили инициативу.
Героем той встречи стал Хонда, который всеми силами пытается покинуть ЦСКА. Внутри команды это как-то ощущается?
Алан ДЗАГОЕВ: Нет, хотя все мы знаем, что он покинет нас либо сейчас, либо зимой. Кейсуке давно стремился к тому, чтобы играть за европейский топ-клуб, говорил об этом открыто в интервью.
Нет ощущения, что он не полностью выкладывается в играх за ЦСКА в связи с намечающимся уходом?
Алан ДЗАГОЕВ: По первым матчам сезона такого точно нельзя сказать. Да и вообще, я не слишком себе представляю, как такое возможно, чтобы футболист вышел на поле и не отдавал всего себя. Бывают неудачные игры, в том числе и у Хонды. Самое важное – чтобы в такие моменты никто не подумал, что он специально так делает, это вовсе не так.
Вы в ЦСКА с 2007 года, уже шесть лет. Вот все говорят про спартаковский дух. А что такое армейский дух?
Алан ДЗАГОЕВ: Честно скажу, я с трудом представляю себе, что такое спартаковский дух. Что касается ЦСКА, то ответ очень прост: мы победители, для нас второго места нет, только первое.
Помните, как оказались в ЦСКА? Как поступило предложение от «красно-синих»?
Алан ДЗАГОЕВ: Когда я выступал за «Крылья Советов-СОК» на юношеском уровне (так называлась команда Академии имени Коноплева. – Прим. авт.), мы часто встречались с ЦСКА, даже обыгрывали их. Тогда нас с Рыжовым и приметили селекционеры армейцев, и пригласили на просмотр.
Не стеснялись, когда заходили в раздевалку, а вокруг тебя были такие звезды, как Акинфеев, Вагнер, Красич?
Алан ДЗАГОЕВ: Конечно, было немного не по себе вначале, но потом стал привыкать к подобному окружению. Самое важное, что в игре это никак не сказывалось, на поле все равны.
Кто из старших товарищей помогал больше всего?
Алан ДЗАГОЕВ: В принципе, все старались так или иначе облегчить мое вливание в команду, но больше всего отмечу Красича, Вагнера, Рахимича, Алдонина и Игнашевича. Они могли где-то и напихать, но только по делу. Я отлично понимал, что мне стоит их слушаться, люди столько всего повидали и выиграли в футболе.
Можете вспомнить какой-то розыгрыш одноклубников, жертвой которых становились вы?
Алан ДЗАГОЕВ: Мне несколько раз сыпали соль в воду. Впрочем, я тоже этим занимался. Помнится один раз в день матча в Кубке УЕФА в гостях, мы с Щенниковым насыпали соль в бутылку с водой Игнашевича.
Жестоко…
Алан ДЗАГОЕВ: Да, Сереже это явно не понравилось. «В день матча так нельзя!» – такова была реакция Игнашевича, хотя у нас в ЦСКА наверное все прошли через это (смеется).
А над Леонидом Слуцким не думали так пошутить?
Алан ДЗАГОЕВ: Нет, это был бы уже перебор (смеется). Хватает и того, что смеемся так друг над другом.
НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ НЕ ИГРАЮ В СБОРНОЙ
Прошлогодний чемпионат Европы часто вспоминаете?
Алан ДЗАГОЕВ: Честно говоря, потихоньку уже забывается все. Но, конечно, есть моменты, которые останутся со мной на всю жизнь. Два гола в ворота Чехии я никогда не забуду, испытал в тот момент непередаваемые эмоции.
После турнира появилось сообщение в «вашем» Твиттере, где вы просили прощения у болельщиков…
Алан ДЗАГОЕВ: У меня нет страниц ни в одной из социальных сетей. Знаю, что есть самозванцы, которые пишут от моего имени в Интернете, публикуют какие-то фотографии. Это все фейки. Еще раз призываю болельщиков и СМИ не верить этим страницам.
После такого провала не было страшно ходить по улицам?
Алан ДЗАГОЕВ: Нет, потому что это спорт, в нем все бывает. Кто-то нас может обвинить в том, что не выкладывались? Все ребята хотели выиграть, но потеря концентрации в матче с Грецией дорого нам обошлась.
Вернемся к делам нынешним. Почему Капелло не доверяет вам?
Алан ДЗАГОЕВ: Сложно сказать. Наверное, такой вопрос надо задать самому Фабио.
Многие говорят, что итальянцу не понравилась ваша реакция на замену во время матча с Северной Ирландией в сентябре, и после этого он перестал верить в вас…
Алан ДЗАГОЕВ: Я тогда был недоволен своей игрой, а не решением Капелло. Я ведь пожал ему руку, потом сидел на скамейке и переживал за команду. Я был огорчен лишь тем, что понимал, что мог в этой игре еще больше сделать, помочь ребятам на поле.
Не было злобы, когда в недавней игре с Португалией Капелло не выпустил вас на замену?
Алан ДЗАГОЕВ: Я готовился к выходу на поле, но в той ситуации нужно было выпускать центрального нападающего, и потому, наверное, выбор пал на Смолова. Тем более что Федя был в хорошей форме.
Потом не общались с Фабио?
Алан ДЗАГОЕВ: Мы же вместе со Смоловым и Капелло летели в Израиль после Португалии. Перебросились парой фраз, но поскольку я не владею английским, поговорить как следует не удалось.
ЕСТЬ ЛЮБЛЮ, ГОТОВИТЬ НЕ УМЕЮ
Как вас изменила женитьба?
Алан ДЗАГОЕВ: В себе каких-то перемен не заметил, но что касается повседневной жизни, то здесь, конечно, все по-другому уже. Например, после тренировки сразу еду к жене и маленькой дочке, если у меня нет каких-то важных дел. Всегда приятно, когда тебя ждут близкие люди.
Как долго думали над тем, чтобы сделать предложение?
Алан ДЗАГОЕВ: Мы с Заремой познакомились в январе 2011 года во Владикавказе. Общались, месяцев через семь я начал приходить к тому, что мне бы хотелось создать с ней семью. Тогда я и сделал ей предложение. У Заремы высшее юридическое образование, и до декретного отпуска она работала в крупной строительной фирме.
Как-то помогаете ей в быту? Что-то можете приготовить?
Алан ДЗАГОЕВ: Зарема избавляет меня от всяческих работ по дому, но порой я ей помогаю. Правда, единственное, что я могу приготовить – это мясо по-французски.
Почему именно его?
Алан ДЗАГОЕВ: В детстве это было мое любимое блюдо, мама постоянно делала его. Как-то я начал интересоваться, как она его готовит, стал наблюдать за этим процессом, и в итоге научился.
Поводов похвастаться кулинарными навыками не было?
Алан ДЗАГОЕВ: Было пару раз, когда к нам родственники приезжали. А так из меня плохой повар, я даже яичницу не осилю (смеется).
И даже знаменитые осетинские пироги?
Алан ДЗАГОЕВ: Есть я их очень люблю, особенно когда в Осетии нахожусь. Но готовить не умею. Порой даже из отпуска возвращался с лишним весом из-за них.
Сколько килограммов приходилось сбрасывать потом?
Алан ДЗАГОЕВ: Бывало так, что пять. Вообще отпуск в том числе для того и существует, чтобы набирать вес. Я вот недавно с Виктором Онопко разговаривал на тему того, что на сборы нужно приезжать с лишним весом, потому что во время предсезонной работы очень легко сбросить массу.
ОТТАЧИВАЛ ТЕХНИКУ НА ПОКРЫШКАХ
Часто посещаете родной Беслан?
Алан ДЗАГОЕВ: Как представляется возможность. В году у меня бывает два отпуска, и стараюсь хотя бы дня три-четыре побыть в Осетии, у меня там дом.
Как вы начинали первые шаги в футболе?
Алан ДЗАГОЕВ: Я когда еще в детском саду был, уже пинал мяч, но начал серьезно относиться к этому, когда мне было семь. Старшие братья брали меня с собой каждый вечер, и мы играли с ребятами, которые были старше меня лет на пять.
А как записались в первую команду?
Алан ДЗАГОЕВ: Рядом с нашим домом стали собирать группу, которая сначала состояла из 12-13 человек. Но потом это число стало уменьшаться, потому что родители не пускали своих детей играть в футбол, заставляли заниматься учебой. К счастью, мои родители отнеслись к моему увлечению с пониманием.
И даже мама не пыталась отговорить от новой привычки?
Алан ДЗАГОЕВ: Нет, она сама очень любила этот вид спорта. Мама в детстве как-то сама даже играла в футбол.
Как в детстве занимались техникой?
Алан ДЗАГОЕВ: Наш тренер ставил на поле автомобильные покрышки, и заставлял обводить их. Еще, конечно, сам выходил на улицу после тренировок и чеканил мяч.
Как первая команда называлась?
Алан ДЗАГОЕВ: «Терек» из Беслана. Меня взяли туда, когда команда выступала в межрегиональном чемпионате, выиграв который, можно было попасть в чемпионат России.
А болели в детстве за кого?
Алан ДЗАГОЕВ: Конечно за «Аланию». Практически все их домашние матчи посещал, футболки покупал.
Академию имени Алана Дзагоева не собираетесь открыть в Осетии?
Алан ДЗАГОЕВ: У меня даже таких средств нет, чтобы думать об этом (смеется). Пока для меня на первом месте моя семья и спортивная карьера, ни о чем другом я не задумываюсь.
Артур НАНЯН
«Российская газета», 30.07.2013