Вертикальный предел
В послужном списке альпиниста и спасателя международного класса Александра СУШКО цифра 300 проходит красной нитью. Страстная любовь к горам вылилась в триста с лишним восхождений различной категории сложностей. А боевой дух тянул участвовать в спасательных операциях, где уровень риска периодически, как и на отвесных скалах, достигал максимальной отметки. Накопилось таких тоже более трехсот.
Путешествия на пять континентов, африканский «Ноев ковчег», «экстрасенсы» о Колке и незаживающие раны бесланской трагедии – реальные истории «снежного барса» вполне претендуют на экранизацию.
ПОРТФЕЛЬ И ЛЕДОРУБ
Страсть к путешествиям появилась с раннего детства в родной станице Георгиевской Ставропольского края. Мы с ребятами облазили вдоль и поперек лакколиты в районе Кавказских минеральных вод. Со временем вошли во вкус, захотелось ходить больше и дальше. Когда стал постарше, проводили экскурсии на Домбай. Поступил во Владикавказский железнодорожный техникум, но, честно говоря, приехал в Осетию не за дипломом, а поближе к горам. Мечта начала осуществляться. Сначала мы просто ходили с кругом товарищей-любителей. Но мне хотелось выйти на другой уровень, более организованный и профессиональный.
Точкой отсчета стало случайное знакомство на улице. Вид у человека был очень странный – в одной руке портфель, в другой – ледоруб. Естественно, мы сразу нашли общие темы для разговора. Оказалось, он посещает альпинистскую секцию, в которую я вскоре благополучно и вступил. Первые профессиональные шаги и спортивный рост начались в Цее. Со временем влился в спасательный отряд.
5 САНТИМЕТРОВ ОТ КАТАСТРОФЫ
Нельзя легкомысленно относиться к знаниям о технике безопасности. Легко совершить ошибку, которая может привести к печальным последствиям. Горы живут своей жизнью, мы можем только подстраиваться под их характер. И в случае непогоды нужно включать разум и принимать правильное решение. Часто эйфория берет верх и, несмотря на объективную реальность, многие игнорируют опасность. На сложных участках случаются срывы – не выдерживает страховка, может порваться веревка. Звучит жестоко, но в данном случае хорошо, если человек гибнет сразу, а не мучается от страшных ранений. К счастью, в моих группах летальных исходов не происходило.
Очень опасны камнепады. Я получил тяжелую травму от неожиданно сорвавшегося булыжника. Только благодаря каске камень прошел по касательной. Сломал челюсть, выбил зубы – считай, легко отделался. Дело решили миллиметры: буквально пять сантиметров, и можно было попрощаться с жизнью.
Однажды балансировал на грани и на Пике Энгельса. Юго-западный Памир, на другой стороне виден Афганистан – другой мир с совершенно отличной горной системой, хотя расстояние совсем небольшое. В это время началась сейсмическая активность. Землетрясение продолжалось в течение нескольких дней. На глазах рушились скалы. Спускаться не могли – не хватало крючьев, а веревки были перебиты. Приняли решение двигаться через вершину. На протяжении пути обваливался висячий ледник, гигантская белая масса дважды проходила в непосредственной близости от лагеря. В общем, мы чудом остались в живых. Снова, думаю, Всевышний помог.
Или взять тот же Эльбрус, который считается довольно простой горой. Но впечатление часто бывает обманчивым – пологие склоны, солнечная погода вызывают неправильный настрой, игнорируется тактика, переоцениваются физические силы. Очень важны адаптация и акклиматизация. До определенной высоты среднестатистической человек чувствует себя вполне комфортно, но сказывается понижение атмосферного давления, масса прочих причин и начинается первая стадия горной болезни – необъяснимый смех, эйфория. Страшное дело – горная болезнь. Человек всю жизнь мечтал взойти на гору, а, достигнув цели, ощущает полную апатию. В общем, с горами шутки плохи.
Распространены несчастные случаи и во время спусков. 70% происшествий происходит на обратном пути, когда люди расслабляются. Не зря опытные восходители говорят, что восхождение заканчивается дома.
ПО СЛЕДАМ СУВОРОВА
Самая значительная первая вершина – Казбек. В дальнейшем взбирался на горы выше и сложнее, но первое серьезное восхождение запомнилось, конечно, особенно. Испытал гордость и осознание, что перешагнул пятитысячный барьер. Казбек – очень своеобразен. Маршрут комбинированный: преодолевая травянистый склон, выходишь на ледник, где в любой момент есть риск провалиться. На Казбек ходил 32 раза, не считая попыток, когда из-за непогоды приходилось возвращаться.
«Снежный барс СССР» – звание, которое давали за покорение тринадцати семитысячников Советского Союза. Два года назад Федерация альпинизма утвердила почетное звание «Снежный барс России». Норматив – десять высочайших вершин в стране. Восемь находятся на Кавказе: Казбек, Эльбрус и шесть вершин расположены в Кабардино-Балкарии. Девятая – Белуха – в Сибири, относится к горной системе Алтая. А последний шаг для получения звания сделал на камчатской сопке Ключевская. Мы вышли вшестером, но до вершины дошли только двое. Остальные решили развернуться. Испортилась погода: сплошная облачность, ураганный ветер, холод, сказывалась близость океана. Не добавляли настроения вулканические выбросы из кратера. Риск, конечно, был, но разумный. Здоровое чувство авантюризма позволило благополучно завершить миссию. Есть невидимая грань, которую нельзя перешагнуть. «Бортовой компьютер» всегда должен работать.
С Эльбрусом «встречался» девять раз. А на высшей точке Европы Монблане повторил маршрут, который преодолел Суворов во время знаменитого перехода через Альпы.
НОЕВ КОВЧЕГ ПО-АФРИКАНСКИ
Я побывал на высочайших вершинах пяти континентов. Не довелось пока посетить Австралию и Антарктиду. Желание есть, но поездка стоит колоссальных денег. Естественно, заветная мечта каждого альпиниста – подняться на Эверест. Трудно загадывать, надеюсь, получится достичь главного пика планеты. Пока страница открыта.
Каждая поездка – особое и неповторимое впечатление. Попадаешь в столицы, административные и культурные центры. Как в калейдоскопе, меняются часовые пояса, менталитеты, обычаи, образ жизни. Саванны, тропические леса, пустыни, постоянные перепады температур. Непередаваемые ощущения!
В Африке безумно нравятся природные заповедники. Особенно пришелся по душе знаменитый Нгора-Нгора, расположенный в кратере гигантского вулкана. Огромные просторы и удивительная природа. Напомнило Ноев ковчег – можно увидеть любую живность, причем, львы и антилопы беззаботно гуляют рядом. Побывали в гостях у племен Масаи, которые сохранили устои тысячелетней давности. Как ходили на охоту с копьем, так и продолжают. Как будто попал в параллельное измерение времени.
ГОРЕ-ЭКСТРАСЕНСЫ
В качестве спасателя МЧС я принимал участие в поисковых работах на Колке. Почти девять месяцев. Но специалисты изначально знали, что под ледником такой невероятной силы и мощности даже теоретически не могут остаться выжившие. С другой стороны, понятны чувства убитых горем близких, которые верили и надеялись до последнего. Страсти подогревали всякие «ясновидящие». Натуральные шарлатаны. Просто мутили воду, придумывали какие-то сказки, а родственники готовы были цепляться за любую ниточку надежды. Одна из версий вообще была абсурдна: какой-то «экстрасенс» заявил, что съемочная группа Бодрова успела проскочить в тоннель, где находилось стадо баранов. И якобы люди сидят, жарят мясо и ждут помощи. Чушь полнейшая! А трезвые оценки спасателей просто никто не слушал. Помните, какую сложнейшую работу проделали спасатели, пробравшись в тоннель? Но никого не нашли. Перешли на взрывчатку – десятки тонн использовали, даже во Владикавказе окна тряслись – бесполезно.
Как вчера помню и бесланскую трагедию. Слова здесь лишние. Настоящий кошмар. Под перекрестным огнем мы выносили людей. Но настоящие герои – бойцы «Альфы» и «Вымпела», которые собственными телами накрывали гранаты, защищая детей. Спасателям запрещали лезть под пули, но времени на раздумья и страх у нас просто не оставалось…
Монолог записал Валериан ТУГАНОВ
«Северная Осетия», 3.12.2012