Эдуард ДЗУЦЕВ: «Тренер во время тренировки должен все показывать сам»
Имя старшего тренера ОГО ВФСО «Динамо» по дзюдо Эдуарда ДЗУЦЕВА, широко известно не только любителям этого единоборства, но и многим жителям Северной Осетии, даже далеким от спорта. Нередко рассказывается о победах его воспитанников, но о самом тренере мы не писали ни разу. Сегодня мы хотим познакомить читателей с этим интересным человеком.
– Вначале каждого учебного года проводим большую работу по привлечению в секцию детей, требующую огромных усилий и продолжающуюся с начала сентября и чуть ли не до Нового года, – начал свой рассказ Эдуард. – Даем и объявления в газеты и на радио, приходим в школы на уроки физкультуры и смотрим учеников в действии – кто как прыгает, бегает. Выбранным ребятам раздаю визитки. Но задача тренера не только привести детей. Он должен быть больше психологом, чем тренером, тем более в работе с детьми.
В спорте, а особенно в единоборствах, нужно осуществлять и психологический отбор новичков. Как известно, существует четыре типа нервной системы, которые закладываются от природы и не изменяются со временем. Если ребенок, допустим, сангвиник или холерик, то он показывает наилучшие результаты. Он эмоциональный, неуемный, выплескивает свою энергию на соперника. У него крепкая нервная система, и от старта к старту он будет прибавлять. А с меланхоликами и флегматиками в психологическом плане на соревнованиях бывает намного сложнее. Они, мягко говоря, не созданы для спорта. Такие ребята тоже занимаются в зале, но рассчитывать на их успех практически не приходится.
– И с чего начинаются тренировки новичков?
– Первые два месяца я учу их правильно падать. Если ребенок делает это неправильно, то, во-первых, он может получить травму, а, во-вторых, падая и больно ударяясь о татами, он просто не захочет больше приходить на тренировки. Поэтому в нашем зале я даже поменял одно татами на борцовский ковер, ведь он более мягкий и детям на нем комфортнее. Ну, а потом постепенно ввожу в тренировочный процесс элементы техники дзюдо, но перед тем, как изучить бросок, новичок должен научиться делать подворот, то есть начальную стадию приема.
– Через сколько лет занятий в меру талантливый спортсмен сможет изучить все приемы дзюдо?
– В среднем на это может уйти не менее трех лет. Ну, а чтобы выполнить норматив мастера спорта нужно заниматься порядка 6 лет, то есть, примерно к 16 годам, когда подросток станет более устойчивым, как физически, так и психологически. Я наблюдаю за детьми, и знаете, к 14 годам ребенок изменяется до неузнаваемости. После летних каникул он приходит выросшим, мышечная масса увеличивается, голос меняется. Психологически он тоже изменяется. Это тот самый пресловутый переходный возраст. В этот период все процессы начинают тормозиться: и скорость, и мышление, и подвижность. Его не нужно корить за то, что он стал медленнее. Тренер должен это знать и быть к этому готовым.
Ну, а вообще, чтобы овладеть одним броском нужно годами его шлифовать. Дети, которые у меня занимаются по два-три года, за одну тренировку делают 120-150 бросков. Но есть еще и более объемная техника – техника борьбы лежа, состоящая из удержаний, болевых и удушающих приемов. Работе в партере я часто посвящаю дополнительные тренировки, проводимые в субботу. После броска, тем более, если он не очень хорошо получился и спортсмен заработал минимальную оценку – «юко», ты должен продолжить борьбу в партере, чтобы завершить атаку. Дзюдоист, который преследует противника в партере, имеет уже совсем другой класс. Чтобы научить этому, нужно постоянно возиться с детьми самому, одевать кимоно. Я не признаю тренеров, которые во время тренировки сидят за столом и команды подают. Ты должен все показывать сам. Да и детям интересно отрабатывать бросок на тренере.
– Может, раскроете несколько тренерских секретов…
– Перед ответственными стартами мы проводим тренировки два раза в день. Причем задача наставника не только тренировать, но и помогать решать какие-то насущные проблемы, например, освобождать от занятий в институте. За неделю до старта, я начинаю снижать нагрузку, а за два-три дня тренировка заменяется растяжкой, короткими скоростными упражнениями. Организм должен отдохнуть, прийти в себя. Велика роль и фармподготовки. Нагрузки большие, поэтому организм нужно «подкармливать» витаминами. Для нормализации работы сердца можно принимать «Рибоксин» и «Панангин», необходимы и средства, облегчающие восстановительные процессы. Конечно же, не обойтись и без сауны. Каждую субботу старшая группа идет в парную, чтобы «выгнать из тела» молочную кислоту, набравшуюся за тренировочную неделю. Здесь тоже есть своя методика: 5-6 минут сидишь в парилке, а потом на 2-3 секунды прыгаешь в бассейн с ледяной водой. В этот момент из мышц и «выплескивается» кислота.
Большую помощь мне оказывает и Московский институт физкультуры и спорта. Я отправляю туда волосы взрослых спортсменов, и через неделю они присылают результаты исследований, исходя из которых можно узнать, каких витаминов не хватает тому или иному дзюдоисту.
– Многие из тренирующихся у вас спортсменов достигли высоких результатов, победив на соревнованиях разного уровня. Как проходит тренировка, ведь они знают все приемы и вряд ли их можно научить чему-то новому?
– Многие из них в сборной России, например, Джейхун Эйюбов, Сергей Кесаев. Их нужно к соревнованиям подвести, то есть, например, проследить, чтобы они правильно согнали лишний вес. Это целая наука. Допустим необходимо сбросить 3 килограмма. Если спортсмен их за два дня скинет, то организм истощится, а это перед соревнованиями делать недопустимо. Нужна постепенность. Где-то вечером не поужинать, где-то больше потренироваться. Важна и психологическая подготовка. Вот сейчас прошел турнир во Владикавказе. Некоторым стены помогают, а на некоторых наоборот давят. Нужно не зацикливаться на зрителей – родственников и друзей. Важно помнить: чем раскованней ты будешь, выходя на ковер, тем выше будет результат.
– Кто выступает спарринг-партнерами наших спортсменов?
– Таких ребят очень много. Это и представители сборной России среди юношей (до 17 лет), и среди юниоров (до 20 лет). Они и являются спарринг партнерами наших более именитых спортсменов. В вечерней группе на «Динамо» занимается около 30 человек, все они старше 17 лет.
– Довольно часто различные всероссийские турниры и чемпионаты по дзюдо выигрывают представители СКФО. С чем это связано?
– Думаю, что с кавказскими традициями. Испокон веков здесь культивировалась борьба. Дети с удовольствием идут заниматься единоборствами. Кстати, после летней Олимпиады, когда дзюдоисты России трижды поднимались на высшую ступень пьедестала почета, ко мне пошел такой поток желающих заниматься дзюдо! Да и пример старших нельзя сбрасывать со счетов. Тамерлан Тменов 15 лет был капитаном сборной команды страны по дзюдо. Ребята же это видят. А в той же вольной борьбе каких результатов добивались! Каждый родитель, когда приводит в секцию, наверное, хочет, чтобы и его ребенок достиг подобных результатов. К сожалению, не всем это удается.
– Можно ли сказать, что к нашим спортсменам относятся предвзято на соревнованиях, засуживают их?
– Раньше было очень предвзятое отношение, не только к нам, а вообще ко всему Северо-Кавказскому федеральному округу именно потому, что в командных соревнованиях среди Округов выигрывал СКФО и остальные не могли с этим смириться. Но теперь уже практически смирились. Причем побеждают не только взрослые. Среди юниоров и юношей такая же картина. Но, правда в предвзятом отношении к нам, виноваты и мы сами. И мне это не просто мешает, я с этим не могу смириться. Нередко в соревнованиях, где должны выступать дети, например, 2000 года рождения, принимают участие ребята 1998 года рождения, предоставившие в мандатную комиссию поддельные документы. Это наблюдается сплошь и рядом. А в детском возрасте даже разница в полгода очень велика. Ребенок, попавший на такую несправедливость, может психологически сломаться, тем более, что дети часто знают, в каких классах реально учатся их соперники. Знаете, тот же Станислав Семенов, проиграл все соревнования по юношам и по юниорам именно по этой причине. Его соперники были старше, и он их физически не догонял. А уже теперь, после 23 лет он их всех догнал, и так догнал, что они все шарахаются от него.
– Нередко во время трансляции соревнований можно услышать от комментатора, оправдывающего не самое лучшее выступление нашего спортсмена, что тот плохо настроился, перенервничал. Неужели представители других стран не сталкиваются с такими проблемами? Может в наших командах не хватает психологов?
– Подобные специалисты должны быть в команде, но я склоняюсь к мнению, что психологом должен быть тренер, ведь он постоянно находится рядом со спортсменом. В спорте высших достижений, и, в частности, в дзюдо, 300 дней в году спортсмен проводит на сборах. Тренер постоянно с ним рядом. Дзюдоист не может выйти на татами не настроенным, другое дело, что он просто не выдерживает психологической нагрузки. Как сказал выдающийся борец классического стиля Александр Карелин «когда вы выходите на Олимпийские игры, вы должны забыть все то, что вы выиграли до этого». То есть это особые соревнования. Эмоциональное напряжение Олимпийских игр не каждый выдержит, ведь они проводятся раз в четыре года и это большая ответственность.
– Когда на татами, пусть пока не Олимпийских игр, выходит ваш воспитанник, как вы его настраиваете на поединок?
– Во-первых, на моем лице не должно быть заметно волнения, ведь увидев его, он тоже начнет волноваться. Мне нужно максимально хладнокровно и спокойно сказать ему: «Постарайся быть раскованным, представь, что находишься на тренировке. Сделай все что можешь, и у тебя обязательно будет медаль». Вот на сегодняшний день самый титулованный, ведущий дзюдоист республики Станислав Семенов. Когда его настраиваю, говорю: «Ты это сможешь сделать. Борись как на тренировках. Максимально хладнокровно». 17 ноября он будет выступать на Чемпионате Европы в Чехии. Я лечу туда вместе с ним. Станислав уже является призером этого чемпионата. Второй год отобрался на эти соревнования и думаю, результат будет лучше. Он и чемпионат МВД три недели назад выиграл, а там такие ребята собрались! Недавно прошел Чемпионат России по дзюдо. После него приезжаешь на чемпионат МВД и возникает ощущение, что второй раз попал на Чемпионат России. Практически вся сборная страны по дзюдо служит в подразделениях МВД разных регионов страны.
– Дзюдо очень красивый, зрелищный вид спорта. Но когда на татами выходят настоящие мастера, то зрители практически не видят бросков. Спортсмены настолько профессиональны, что просто не дают друг другу выполнить прием, пресекая все попытки на его проведение еще в зародыше…
– В таком случае техника и физические данные практически не имеют значения. Все зависит от того, кто быстрее. Есть тест на скорость мышления, с помощью которого я проверяю своих детей. Лист бумаги расчерчивается на 25 квадратиков, в каждом из которых в хаотическом порядке располагаются цифры от одного до двадцати пяти. Нужно как можно быстрее ручкой докасаться до цифр в порядке возрастания, то есть сначала до единицы, потом до двойки и так далее. У меня есть дети, которые такой тест решают за 17 секунд. И смотришь на этого пацана во время борьбы… Когда появляется момент для проведения броска, он его тут же проводит. А в схватке все решают доли секунд. Кстати тот же Тамерлан Тменов данный тест проходил за 18 секунд, а представитель Москвы Александр Михайлин, который на лондонской Олимпиаде выиграл серебряную медаль – за 15. И все, кто решает тест быстро, имеют хорошие результаты. Они соображают быстро, у них голова работает. Они видят момент, делают бросок и побеждают.
– Ну, что же, побольше вам таких – видящих детей, рожденных побеждать!
– Спасибо.
Беседовал Дмитрий СТАРЧЕНКО
Официальный сайт МВД по Республике Северная Осетия-Алания