Станислав ЧЕРЧЕСОВ: «По итогам сезона должны быть в первой восьмерке»
Для человека, взобравшегося на второе место и победившего в принципиальном поединке свой бывший клуб, главный тренер «Терека» Станислав ЧЕРЧЕСОВ был на удивление спокоен.
– Вы в курсе, что стали первым экс-спартаковским тренером, переигравшим красно-белых со своей новой командой?
– Об этом, если честно, даже не думал. Все мысли были исключительно о том, как подготовиться к сильному сопернику, тем более что мы к каждому матчу относимся, можно сказать, скрупулезно.
– И все же не поверю, что обыграть «Спартак» вам лично было не более принципиально, чем «Краснодар» или даже «Динамо».
– Только с той точки зрения, что сделать это было крайне непросто – мы, повторюсь, играли с очень сильным противником. А дополнительным стимулом к этой победе стали не мои личные амбиции, а желание присоединиться ко всей республике, которая празднует день рождения ее первого президента Ахмата Кадырова.
– А то, что вы при этом вышли на второе место, добавляет эмоций?
– Это не более чем локальный успех, который никоим образом не должен отвлекать от постепенного продвижения по тому пути, который мы выбрали.
– И какие цели видятся в его конце? Есть ли, в частности, у «Терека» жесткие задачи на сезон?
– Мы нацелены на планомерную работу. А по итогам этого сезона должны быть в первой восьмерке.
– Однако если все и дальше пойдет в столь удачном ключе, планы придется скорректировать?
– Желание сделать команду максимально конкурентоспособной есть, а все остальное может прийти только через качественную работу, причем во всех направлениях – как в тренировочном процессе, так и в клубной политике. Нас никто никуда не гонит, и мы будем стараться расти постоянно, привлекая зрителей на наш красавец стадион хорошим футболом.
– Если вернуться к матчу со «Спартаком», то в первой его половине красно-белые играли невразумительно, но и «Терек», контролируя ситуацию, практически ничего опасного из этого контроля не выжимал. Не форсировать события – такой была установка?
– Нет, остроты у чужих ворот хотелось, конечно, больше. Мы не очень правильно действовали в концовках атак – то пас последний не доходил до адресата, то кто-то из игроков неправильное решение принимал. Но в целом игра действительно была под нашим контролем. А вот второй тайм начался совсем не так, как хотелось, – «Спартак» отобрал у нас мяч, а вместе с ним и преимущество, забил гол, пусть и не очень логичный, мог забить еще. Это были очень тревожные четверть часа, которые предстоит тщательно проанализировать.
– Ваши ощущения в тот момент?
– Не помню ощущений, поскольку все мысли были о том, что нужно и можно поменять, дабы вернуть утраченную инициативу. Команда была хорошо готова к игре, настроена только на победу, поэтому пораженческих настроений не было даже в этот период встречи.
– На скамейке был необходимый кадровый ресурс, чтобы «передернуть» по новой ее ход?
– Да, мы сделали необходимые замены, поменяв в том числе одного центрального защитника на форварда и перейдя на схему 4-4-2. Это дало определенные плоды.
– А вообще состав «Спартака» стал для вас загадкой? Очень удивились, увидев в стартовом протоколе Инсаурральде и Ананидзе?
– Нет. Появления Инсаурральде ждали: знали, что возможных варианта два – либо баск, либо Кутепов, и понимали, что первый гораздо вероятнее. И информация по Инсаурральде у нас была собрана достаточная. В частности, знали, что он 4-5 мячей в сезоне со «стандартов» забивает. Но знать – это одно, а претворить знания в дело – все-таки несколько другое… Что же про линию атаки, то здесь у «Спартака» постоянная ротация. И это касается не только Ананидзе, но и четверки нападающих – всегда надо держать в уме возможность выхода новой пары со скамейки.
– Мне показалось, что, зная о не самых больших оборонительных умениях спартаковских крайних хавбеков, вы делали главный акцент в своих атаках на фланги. В частности, сильно нагружали зону Билялетдинова, а когда Эмери поменял его местами с Ананидзе, выпустили в эту зону свежего мощного Садаева. Так?
– Естественно, мы старались учитывать все нюансы игры соперника. Как при подготовке к матчу, так и по его ходу.
– Это и стало частью ваших изменений, призванных вернуть упущенную инициативу?
– Там дело было даже не столько в тактических тонкостях, сколько в общем посыле. Когда на поле выходит дополнительный атакующий игрок, это своеобразный знак – надо идти вперед, нападать! Но хочу сказать, что мы никогда не переломили бы ход игры, не будь такой потрясающей поддержка зрителей. Они все время гнали команду вперед.
– Психология психологией, но, как мне кажется, подобная победная концовка была бы невозможной без отменной «физики».
– У нас хороший тренер по физподготовке – Владимир Паников. Мы работали вместе и в «Спартаке», и в «Жемчужине», я в нем уверен.
– А верно ли то, что вы сотрудничаете с небезызвестным Верхейеном, помогавшим Хиддинку в 2008 году?
– В свое время я с ним встречался, и мы обсуждали различные вещи – вообще считаю, что тренер должен постоянно развиваться, быть предельно любознательным и стараться находиться в курсе всех современных веяний. Но в последние полтора-два года контактов с Раймоном у нас не было.
– Схема с тремя центральными защитниками, примененная вами в игре против «Спартака», рассчитана именно на сильных соперников или постепенно становится основной у «Терека»?
– В этом году мы применили ее всего во второй раз, а в том году играли так только против ЦСКА. Выбор той или иной схемы происходит в связи с конкретным состоянием дел на тот или иной момент – мы выбираем состав, учитывая травмы, дисквалификации и имеющиеся в наличии силы. Плюс, конечно, ищем оптимальные варианты для того или иного соперника – без этого тоже нельзя.
– Но иметь бесконечное количество схем невозможно – все равно должны быть одна-две основные, наигранные на тренировках?
– Могу сказать вам, что как раз эту схему с тремя центральными защитниками мы не наигрывали – посвятили ей перед игрой с «Динамо» только неделю. Футболисты у нас достаточно грамотные, чтобы не бояться каких-то незнакомых вещей и уметь быстро перестроиться, но сказать, что все получилось сразу, естественно, нельзя. Хотя в целом задумки, можно сказать, сработали.
– Чем дальше, тем больше понятно, что матч с «Аланией» был для вас несчастным случаем…
– (Перебивая.) Я так не считаю – несчастным случаем он был только в связи с обстоятельствами: пенальти и удалением вратаря на первой минуте, но с «Динамо»-то у нас тоже было удаление, однако в той игре отряд сумел не заметить потери бойца. Перед игрой с «Аланией» у нас после двух одержанных побед появился некий неправильный внутренний червячок. Некоторым игрокам показалось, что все так или иначе будет хорошо.
– После «Спартака» этот червячок не даст знать о себе снова?
– Нам сейчас играть с «Рубином» и «Зенитом», поэтому какая-то излишняя самоуверенность просто исключена. Да и ничего мы еще не доказали – несколько удачных матчей не дают индульгенцию на весь турнир.
– Но то фиаско с «Аланией» помогло в дальнейшей работе?
– Мы, конечно, провели подробный его разбор. Однако воспитывать никого не нужно было – игроки все прекрасно понимают сами.
– Упомянутые вами предстоящие игры в Казани и Санкт-Петербурге будут иметь какое-то значение для понимания того, каково сейчас место «Терека»?
– Они помогут нам лучше понять, где мы сильны, а где нужно добавлять. Причем во всех отношениях – как в тренерской работе, так и в качестве футболистов.
– Имеете ввиду, что для достижения каких-то по-настоящему весомых целей вам необходимо усиливаться? Со стороны, во всяком случае, дело выглядит именно так?
– Селекционная работа ведется постоянно, но брать кого-то лишь для того, чтобы поставить галочку, мы точно не будем. Могу сказать, что команда постоянно ощущает поддержку как со стороны руководства республики во главе с Рамзаном Кадыровым, так и со стороны непосредственно руководства клуба во главе с Магомедом Даудовым – думаю, все вместе мы сумеем вывести «Терек» на более высокий уровень.
Борис ЛЕВИН,
«Спорт-Экспресс», 27.08.2012