Хасан БАРОЕВ: «Мечта любого спортсмена – стать олимпийским чемпионом»
Застать олимпийского чемпиона накануне его очередной Олимпиады почти невозможно. Знаменитый борец тренируется до седьмого пота. И потом спортсмены, как правило, суеверны и в преддверии судьбоносных турниров журналистов избегают. Но для корреспондента «Трибуны» Хасан БАРОЕВ сделал исключение.
– Хасан, как проходит подготовка к Олимпиаде? Надеюсь, это не секрет?
– Все идет в штатном режиме. Сейчас идет второй этап подготовки. Первый сбор мы провели на равнине, на море в Адлере, на великолепной базе, после чего переехали на высокогорье в Приэльбрусье. Последний этап подготовки пройдет в Подмосковье.
– От борцов на Играх ждут спортивного подвига. Не подведете?
– Все в боевой готовности, но о пике формы еще рано говорить. На пик формы должны выйти непосредственно перед выступлениями на Играх. Несколько золотых плюс сколько-то серебряных и бронзовых медалей дадут возможность назвать выступление сборной России удачным.
– Вы капитан сборной России по греко-римской борьбе. Один из самых опытных и успешных спортсменов. Ощущаете на себе особенный груз ответственности?
– Конечно, всегда хочется, чтобы команда выступала на высоком уровне. Чувство ответственности естественно. Но не все зависит от меня. В большей степени – от самих ребят. От их самоотдачи, тренировочного процесса, от их желания быть чемпионами. Когда команда показывает хороший результат, радуются и гордятся все.
– Для вас это третья Олимпиада. Что-то поменялось в ваших ощущениях от Афин до Лондона?
– Каждая Олимпиада по-своему дорога. Общее одно – огромная ответственность перед державой, которую не хочется подвести. Эти Олимпийские игры ничем не отличаются от других. Особенно ничего не поменялось. Просто надо быть в хорошей форме. Но опять же пока рано думать об Олимпиаде, предстоит еще много работы, а настраиваться мы будем ближе к вылету и непосредственно в Лондоне.
– Что мотивировало вас участвовать в пекинской Олимпиаде, хотя в кармане было уже «золото» Афин?
– Это как наркотик. Похожее ощущение испытать где-либо еще невозможно. Не стоит забывать, что свою первую Олимпиаду я выиграл всего в 21 год. К следующим играм мне было уже 25 – это самый расцвет для профессионального спортсмена. Мне очень хотелось еще раз почувствовать те эмоции, ту атмосферу, те ощущения, что я испытал в Афинах. Конечно, и в Лондоне безумно хочется ощутить то же самое.
– Олимпийское «золото» в 21 год! Как справлялись с волнением в столь юном для борца вашего стиля возрасте?
– Абсолютно спокойно к этому отнесся. Я чуть ли не на следующий день об этом «забыл». Оставил во вчерашнем дне, в истории. Но в любом случае это будет со мной всю мою жизнь, потому что это мечта любого спортсмена – стать олимпийским чемпионом.
– Победа на Олимпиаде в Афинах и «серебро» Пекина сильно изменили вашу жизнь?
– Конечно, очень изменили. Все мои победы в спорте, все медали, покоренные вершины дают серьезный толчок для дальнейшего развития. Ведь помимо спорта существует и другая сторона жизни, не менее интересная, в которой существуют свои правила. И они отнюдь не легче, чем в спорте. Естественно, для того чтобы освоиться с другой стороны баррикады, нужен результат в спорте. Это, в свою очередь, дает мне определенные возможности, знакомства, связи, чувство уверенности в завтрашнем дне.
– Вы с самого детства работаете с одним тренером – Владимиром Борисовичем Уруймаговым. Наверное, он стал для вас одним из самых родных людей?
– Да. Этот человек воспитывает меня и по сей день, несмотря на то, что мне уже далеко не 15 лет. Владимир Борисович постоянно рядом со мной – в поездках, на соревнованиях, в тренировочном процессе, в быту… Постоянно меня чему-то учит, старается передать все, что умеет и знает. Я счастлив, что встретил этого человека в жизни.
– У вас была травма кисти… Это не помешает в Лондоне?
– Я пропустил чемпионат мира, на котором разыгрывались первые лицензии на Олимпийские игры. Пришлось завоевывать лицензию в этом году и буквально на последнем турнире мне удалось это сделать. Эта лицензия, однозначно, была сложнее, чем предыдущие, но сейчас все хорошо, кисть полностью восстановлена, я нахожусь в оптимальной форме.
– Что для вас эта Олимпиада – очередной старт или заключительный бросок?
– Загадывать и планировать я не люблю. Главное – хорошо выступить в Лондоне.
– Что, кроме греко-римской борьбы, есть в вашей жизни?
– Особенного предпочтения я ничему не отдаю, мне нравятся абсолютно все виды спорта. Хоккей, например, очень непростой вид спорта. В игре очень устаешь, но при этом безумно интересно. Путешествия – отличный способ набраться сил для дальнейшей работы. В футбол я больше люблю играть, нежели ходить на стадионы и болеть за какую-либо команду. Вообще, развлечений очень много. Главное – правильно распределить время.
– Немногие спортсмены олимпийской сборной являются медийными лицами. Вы же участвовали в нескольких проектах. Таком, например, как «Большие гонки», недавно снялись в фильме «Август. Восьмого», где сыграли одну из ролей… Что это для вас? Перспектива послеспортивного будущего или очередное увлечение?
– Это не увлечение. И становиться, как вы говорите, «медийным лицом», а тем более актером совершенно не входит в мои планы. Все эти проекты были для меня чрезвычайно интересными, было желание увидеть все это изнутри, повариться в совершенно новой для себя среде. Я очень охотно, но спокойно принимал различные предложения. Для меня это было что-то новое – телевизионные проекты, рекламные ролики, кино, большое кино… Я побывал в этой атмосфере и получил колоссальное удовольствие.
– Хасан, как на духу – какую цель вы ставите перед собой на Олимпиаде в Лондоне? Только «золото» и ничего кроме «золота»?
– Спросите об этом любого спортсмена, и он скажет, что его цель – «золото» Игр. Естественно, каждый хочет выступить на максимуме своих возможностей, показать высокий, олимпийский результат. Но это спорт, и как сложится на Играх, никто не знает. Поэтому уверенная нацеленность на «золото» это, наверное, правильно, но для этого должны быть сумасшедшая мотивация и готовность. Загадывать не буду. Повторюсь, надо просто быть в той спортивной форме, которая позволит тебе выступить на пределе возможностей и показать все, на что способен.
– У вас есть мечта?
– Чтобы был мир во всем мире.
Юлия ХАРЛАМОВА,
«Трибуна», 19.07.2012