Министр спорта Северной Осетии Хасан БАРОЕВ: «Мне не хватает борьбы»
Время неумолимо. В августе исполнилось ровно десять лет с тех пор, как юный тогда Хасан БАРОЕВ вернул в Россию олимпийское «золото» в греко-римской борьбе в самой престижной супертяжелой весовой категории. Сейчас ему 31 год. Завершив карьеру после неудачных для себя Игр-2012 в Лондоне, Бароев сменил борцовское трико на строгий костюм. Вот уже полгода он – министр Северной Осетии по делам молодежи, физкультуры и спорта. И, как выяснилось, чрезвычайно занятой человек. Однако для интервью «Новым Известиям» прославленный борец время все-таки нашел.
– Хасан, признайтесь, скучно без борьбы?
– Сейчас как раз спешу на тренировку. Чего скрывать, борьбы мне не хватает. Но стараюсь выкраивать пару часов в неделю, еду в зал и надеваю борцовки. По-прежнему получаю удовольствие от занятий. Работаю просто для себя.
– Процесс привыкания к неспортивной жизни прошел без осложнений?
– Да, все прошло плавно. После окончания выступлений занимался небольшим бизнесом, а потом получил назначение на должность министра. К исполнению новых обязанностей приступил с большим удовольствием.
– Этих самых обязанностей у вас, надо полагать, немало?
– Работы хватает. Наша республика очень спортивная. Кроме того, одним из главных направлений моей деятельности является работа с молодежью. Провожу соответствующую политику и параллельно открываю для себя что-то новое.
– На министерском посту вам наверняка приходится погружаться и в другие виды спорта?
– Еще будучи действующим борцом, разбирался абсолютно во всех видах спорта. Как и прежде, слежу за спортивными событиями, всегда в курсе происходящего в футболе и хоккее. Внимательно смотрел первенство мира по волейболу среди мужчин. Теперь переключаюсь на женщин. Некоторые спрашивают: а зачем тебе это надо? Ответ прост – интересно. Так что спортивный кругозор у меня довольно широкий. Но сейчас я стал и чуть ближе к самим спортсменам. Хорошо понимаю их нужды и стараюсь помогать. Дай бог, чтобы талантливых ребят было у нас как можно больше.
– Недавний чемпионат мира по борьбе, видимо, тоже не оставили без внимания?
– Видел почти все схватки. Если не телевизор, то онлайн-трансляция в моем рабочем компьютере работала непрерывно.
– Титулованный вольник Билял Махов достойно заменил вас в греко-римском стиле?
– Взять медаль на первом же турнире в классике выходцу из вольной борьбы – это дорогого стоит. Искренне рад за Биляла. Уже в дебютной схватке ему пришлось попотеть, в какой-то момент Махов даже находился на грани поражения. Однако затем взял себя в руки и, как мы говорим, разборолся. В тактическом плане все поединки он провел правильно. И выглядел очень достойно.
– Махову когда-нибудь удастся побороть двукратного олимпийского чемпиона кубинца Михайна Лопеса, который небезосновательно считается лучшим классиком современности?
– Мне бы очень этого хотелось. Кубинец изрядно раскормился и заплыл, на чемпионате мира он был далеко не в блестящей форме. Махов молодец, бился с ним на равных и дал понять: он – не подарок даже для Лопеса. Точно знаю одно: Билял – чрезвычайно способный борец, и ему не составит труда приноровиться к новым правилам греко-римского стиля. В следующий раз Махов обязательно постарается взять у кубинца реванш.
– Например, через год?
– Непобедимых борцов в принципе не существует. Поэтому и Лопеса одолеть можно. Нужно только тщательно подготовиться и выложиться на ковре по максимуму.
– Между тем вашу любимую борьбу еще недавно хотели исключить из олимпийской программы. Как считаете, угроза была реальна?
– Все любители борьбы были крайне возмущены и не понимали, как такое вообще стало возможным. Это же старейший вид спорта, борцы соревновались еще на древних Олимпиадах. Не скажу, что испытывал опасения по поводу будущего борьбы. Понимал: все происходящее – фарс и полнейший бред.
– Кто, на ваш взгляд, был виноват в случившемся?
– Тогдашнее руководство международной федерации фактически разваливало борьбу и дало повод задуматься о целесообразности ее присутствия в олимпийской программе. Отрадно, что в самый ответственный момент настоящие энтузиасты борьбы взяли тонущий корабль под свое управление и вырулили из критической ситуации. Огромнейшие усилия, в частности, приложил наш знаменитый борец и глава Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. Зато сейчас, после всей этой шумихи, наш вид спорта пользуется, кажется, еще большей популярностью. Тут, конечно, свою позитивную роль сыграли и радикальные изменения в правилах. Зрителям на трибунах и у телеэкранов стало интересно смотреть борьбу. В былые времена правила менялись постоянно, и каждая новая редакция была неудачнее предыдущей. Я в какой-то момент просто во всем этом запутался, не понимал, за какие действия мне дают оценку. Сегодня же все объективно и ясно.
– А если говорить о сложившейся в нашей стране системе организации спорта, особенно на уровне регионов. Тут все ясно и оптимально?
– Конечно, здесь есть что улучшать. Но и сделано уже много полезного. Очень важна, например, роль центров спортивной подготовки олимпийских команд. Они разгружают регионы, берут на себя траты на переезды и проживание спортсменов. Таким образом, у нас остаются средства на развитие спорта внутри республики. Ведь без поддержки детско-юношеского и массового спорта спорт высших достижений просто не выживет. Чемпионов готовят не только в Москве и Санкт-Петербурге. Львиную долю медалей выигрывают представители других регионов. И Кавказ, и Урал, и Сибирь – все в равной степени работают на общее дело.
– Вы часто общаетесь с федеральным министром спорта Виталием Мутко?
– Стараюсь прилетать на все совещания. Уже не как спортсмену, а как руководителю мне полезно слушать выступления докладчиков. Изучаю стиль поведения Мутко, его принципы работы и мировоззрение, а затем делаю для себя выводы.
– Некогда мощная владикавказская «Алания» сейчас находится на задворках российского футбола – опустилась уже во второй дивизион. Перед командой будут ставиться серьезные задачи?
– Пока об этом говорить преждевременно. Зато на базе клуба первый год функционирует новая детско-юношеская спортивная школа «Спартак-Алания». Ее возглавляет наш знаменитый футболист, чемпион России Инал Джиоев. Совместными усилиями будем пытаться воспитывать перспективных игроков.
– Чемпионат мира по футболу смотрели?
– Естественно. После вылета наших болел за Аргентину. Признаться, очень расстроился, когда она проиграла в финале Германии, и долго переживал.
– Чем вызвана такая любовь к аргентинской команде?
– Не секрет, что я являюсь давним и преданным болельщиком испанской «Барселоны» и конкретно Лео Месси. Очень хотел, чтобы этот уникальный человек стал чемпионом мира. Что же до сборной России, то я, как и многие наши болельщики, не понимаю, почему так и не было дано внятного объяснения причин ее поражения. Почему никто не понес ответственности за отрицательный результат? В Бразилии нам досталась одна из самых легких групп. Но ничего позитивного мы не увидели.
– Некоторое время назад вы снялись в кино – в фильме «Август. Восьмого». Это направление деятельности получит какое-то развитие?
– В определенный период жизни появилось свободное время, и мне стало интересно это попробовать. Но то была разовая акция. Как говорится, стоп, снято. Считаю, что мои нынешние дела важнее съемок в фильмах или телепередачах.
Дмитрий ОКУНЕВ
«Новые Известия», 26.09.2014