Бесик КУДУХОВ: «Выиграю Олимпиаду – тогда и стану книги читать»
Согласно недавнему заявлению многолетнего главного тренера, а ныне консультанта сборной России Дзамболата Тедеева, четырехкратный чемпион мира Бесик Кудухов сегодня является единственным вольником, который может не беспокоиться за свое место в олимпийском составе.
Образ 25-летнего борца в нашей беседе великолепно раскрыл лучший тренер XX века Дмитрий Миндиашвили.
- В сборную России пробиваются только умные, нестандартно мыслящие на ковре ребята, – сказал 78-летний наставник после победы Кудухова на сентябрьском чемпионате мира. – Бесик вовсе не лезет на рожон, не пытается взять соперника нахрапом. Наоборот, расшатывает его, пощупает справа, пощупает слева, согнет, разогнет. Своими комбинациями Кудухов нарушает психическое равновесие оппонента и устойчивость его ног. Бесик готовит себе плацдарм, ждет, когда соперник потеряет внимание. Такие действия можно сравнить с осадой крепости. Готовятся штурмовые лестницы, защитников бомбардируют катапульты. Если удается пробить в стене брешь – противник падет. В этом ремесле бесподобен Бувайсар Сайтиев. Он «обрабатывает» оппонента, колесит вокруг него, вдруг чик – и все закончено. Таков же и Бесик.
Кудухов – последний выпускник той самой беслановской школы. В июне получил аттестат, а 1 сентября здание захватили бандиты. Вспоминать о тех страшных днях Бесик не любит. Да я и не хотел бередить душевные раны. Поэтому разговаривал с борцом на другие темы.
- На февральском сборе с командой тренировался Курамагомед Курамагомедов. Сильно удивились, увидев знаменитого в недавнем прошлом тяжеловеса? - вопрос Кудухову.
- В Адлере с нами также работали и братья Сайтиевы, и еще ряд не особо знаменитых, но давно не выступавших борцов. Знаете, перед Играми многие возвращаются. Так было и накануне Пекина. Олимпиада – отличный стимул, и все стремятся попытать счастья. Пусть даже из последних сил. Мы, борцы основного состава, ждали подобного наплыва.
- Вы с приятелями обсуждаете возвращенцев?
- Нет, этой темы не касаемся.
- Адлер-то за столько лет не надоел?
- Это наш дом. При поддержке минспорта здесь созданы отличные условия, нам всего хватает. Утром зарядка, затем две тренировки. Силы остаются лишь на недолгую прогулку перед сном.
- Как вам работается под руководством и. о. главного тренера Магомеда Гусейнова?
- В принципе сам тренировочный процесс особых изменений не претерпел. Не забывайте, что каждый спортсмен высокого уровня помимо выполнения обязательной общей программы отрабатывает приемы отдельно. Над деталями трудимся под руководством личных тренеров: со мной постоянно работают Валентин Гозоев и Алексей Сафронов. Они подсказывают, когда нужно, и помогают во всем.
- С какими чувствами вспоминаете соревнования пекинской Олимпиады?
- Честно говоря, стараюсь не вспоминать. Зачем возвращаться в прошлое? Куда полезнее жить настоящим. Та бронза – явная неудача. Меня подвела тогдашняя неопытность, иначе имел все шансы стать олимпийским чемпионом.
- Бесик Кудухов образца 2008 года и нынешний – разные спортсмены?
- Думаю, да. С тех пор выиграл три чемпионата мира подряд, набрался опыта. А в Пекине все-таки был слишком молод, засуетился, когда не стоило, – вот и получился такой результат…
- После Игр вы сменили категорию. Переход был обусловлен особенностями растущего организма?
- Когда боролся в предыдущей категории, весил 63 кг. Тяжело восстанавливаться после сгонки восьми килограммов. Поэтому еще тогда знал, что Олимпиада станет последним для меня турниром в весе до 55 кг.
- Не встречал ни одного борца, кому постоянная сгонка пришлась бы по душе.
- Таких и нет. Нынче же гоняю меньше, а сил на соревнования, напротив, остается куда больше.
- Наверняка вам обидно, что так и не довелось вернуть должок японцу Томохиро Мацунаге?
- Что поделать… Кстати, я ту схватку никогда не пересматривал.
- Далеко не каждый спортсмен знает своих иностранных соперников по именам. Вы не исключение?
- В лицо-то знаю всех. А вот по именам, вы правы, максимум двух. Главное, прекрасно представляю себе, на что способны мои конкуренты и как они борются.
- Можно ли уже сейчас называть вашим основным соперником по Лондону украинца Василия Федоришина, вице-чемпиона прошлых Игр?
- Скорее одним из основных. Надо помнить, что Федоришин проиграл последний чемпионат мира и два кряду внутренних отборочных турнира. Однако расслабляться в схватке с ним по-прежнему нельзя.
- А противостоявший вам в финале Стамбула-2011 пуэрториканец Франклин Гомес, скорее, выскочка или же серьезный оппонент?
- На пути к решающей схватке он победил сильных ребят, и это говорит само за себя. Гомес доказал, что на бой против него следует настраиваться самым серьезным образом. Сегодня понятно только одно: легких схваток на Играх ждать не стоит.
- Стиль Федоришина или Гомеса для вас удобнее?
- Не хотелось бы озвучивать вслух. Оба – отличные борцы, просто разные.
- А что скажете о своем основном конкуренте на внутрироссийском уровне, двукратном чемпионе Европы Опане Сате по прозвищу Брюс Ли?
- Мы не то чтобы дружим, но нормально общаемся. И помогаем друг другу. Вообще же в нашей команде хорошие отношения между всеми ребятами. Конфликты случаются редко.
- Неужто в мужском многонациональном коллективе совсем не находится места ссорам и выяснениям отношений?
- Поверьте, да. Мы знаем друг друга на протяжении многих лет, большую часть времени проводим на сборах и вместе ездим на соревнования. Да и пот на ковре проливаем сообща.
- Некоторые болельщики призывают вас на Играх отказаться от яркой борьбы. Не рискуйте, мол, а красивую борьбу можно показать и на других, менее важных турнирах. Часто ли из-за зрелищности страдает результат?
- Редко. Обычно стараюсь начать остро, а затем не останавливаюсь, не ухожу в глухую оборону. Борюсь так, как привык с детства. А советы болельщиков, признаться, даже слушать не хочу. У меня есть свое видение, вот его и стремлюсь придерживаться.
- На позапрошлый день рождения Гозоев вручил вам книгу «Великие мысли великих людей». Самое интересное, что почерпнули для себя?
- Лишь несколько раз пробегал ее глазами, однако внимательно не вчитывался. Сейчас у меня есть большая цель, на достижение которой намерен бросить все резервы своего организма. Когда добьюсь ее, тогда и стану книжки читать.
- На меня произвела впечатление пламенная речь президента ФСБР Михаила Мамиашвили, произнесенная перед сборной по окончании январского турнира Ярыгина. Встречали в жизни мастеров слова, подобных ему?
- Такие собрания проводятся после каждого турнира. Руководители доносят до нас, кто как отборолся, а кто некрасиво себя повел. Обсуждаем, в общем, самые обычные рабочие моменты. А ту знаменитую речь, о которой вы вспомнили, не слышал, поскольку не приезжал на соревнования в Красноярск.
- Однажды вы обмолвились, что в детстве кумиром для вас являлся двукратный олимпийский чемпион Арсен Фадзаев. Хотелось бы по его примеру когда-нибудь уйти в политику?
- Да, его карьера оказала на меня влияние. Но мне также очень нравилось, как боролся Эльбрус Тедеев. Он закончил после победы в Афинах-2004, так что я успел застать его схватки. А Фадзаев все-таки выступал довольно давно. Кажется, мой стиль немного напоминает стиль Тедеева. В свое время я даже пытался ему подражать. Что же до политической карьеры, то о ней еще не думал. Пока ты в спорте, голова забита совершенно другим. А вот как завяжу с борьбой – посмотрим.
- Известно, что вы очень любите различных зверушек. Удалось завести мангуста и обезьяну, о чем, ходят слухи, вы очень мечтали?
- Еще не довелось. Мангуста сложно достать, а от обезьянки много хлопот. Да и времени нет. После чемпионата мира женился, а теперь постоянно на сборах. Хотя после Игр все-таки намерен заняться поисками и приобретением мангуста. Я действительно люблю животных. В нашем доме всегда было много кошек и собак, а телевизор постоянно настроен на каналы про наших меньших друзей.
- Вы со своим закадычным товарищем, двукратным чемпионом мира Денисом Царгушем уже имели возможность оценить роскошества британской столицы. Чем она не похожа ни на какую другую?
- Хочешь – не хочешь, Лондон должен нам нравиться. Надеемся, в августе этот город станет для нас еще чуточку ближе. Погода, правда, в Лондоне не очень. Говорят, там почти всегда дожди. Намеревались выбраться на футбол, да не вышло. Вот были б в Барселоне – обязательно бы пошли.
- «Алания» мила вашему сердцу?
- Болеть за нее начал в последнее время. Я качался под руководством специалиста из клуба, в процессе познакомился почти со всеми игроками. Надеюсь, команда начнет показывать хорошие результаты и вернется в премьер-лигу.
- Переход капитана «Алании» Георгия Габулова в «Анжи» не помешает сбыться этим планам?
- Не вижу в нем ничего страшного. В команде много сильных ребят, способных демонстрировать хороший футбол.
- Царгуш едва ли не больше всего на свете не любит тягать штангу. Упражнение, которого стремитесь избегать вы?
- Я как-то повредил спину после работы со штангой, так что теперь именно ее и стараюсь обходить стороной. Снаряды борца – это резина, канат и турник. И кроссы бегать я люблю.
- В одном из интервью вы обмолвились: «Женщин нельзя ограничивать в правах, но они не должны забывать, что их главное предназначение – домашний очаг». Уже успели почувствовать себя примерным семьянином?
- Мне нравится семейная жизнь, но ничего нового для себя в ней не нашел. Все оказалось примерно так, как и представлял себе. Понял только, что чем раньше к ней придешь, тем меньше проблем будет впоследствии.
Дмитрий ОКУНЕВ,
«Спорт-Экспресс», 23.03.2012