Бесик КУДУХОВ: «О победе на Олимпиаде мечтаю с детства»
Именитый российский борец вольного стиля Бесик КУДУХОВ, выигравший в Стамбуле четвертый кряду титул чемпиона мира, в интервью корреспонденту агентства спортивной информации «Р-Спорт» Олегу Богатову рассказал о своем пути к вершинам мировой борьбы, разочаровании пекинской Олимпиады и нацеленности на победу в Лондоне.
К БОРЬБЕ ПОНАЧАЛУ ОТНОСИЛСЯ НЕСЕРЬЕЗНО
- Бесик, вы родились в Южной Осетии, а сейчас проживаете в Беслане. Как это произошло?
- Мы переехали в Беслан в 1991 году, когда в Южной Осетии начались военные конфликты. Там я пошел в школу и начал заниматься борьбой. В первый раз я пошел в зал лет, наверное, в десять – там и остался.
- Почему выбрали именно борьбу – потому что она очень популярна в Северной Осетии?
- Если честно, я другими видами спорта заниматься не пробовал. В Беслане я поначалу учился во второй школе, а потом мы переехали, и я перешел в первую. Начал знакомиться с ребятами, а они после тренировок собирались и боролись на лужайке. Я тоже один раз как-то вышел, у всех выиграл и они меня стали зазывать на борьбу. Я сначала не хотел, отказывался, а потом все же пошел заниматься. Начал тренироваться, причем сначала относился к занятиям не очень серьезно. А со временем стало больше нравиться, начал тренироваться более серьезно – и пошли первые результаты.
- Не было приглашения переехать во Владикавказ, ведь там школа борьбы более развита, чем в Беслане?
- Потом я сам начал ездить во Владикавказ, потому что там тренировалась юношеская сборная республики. Надо было набираться необходимого опыта и расти за счет соперничества с ребятами. Тогда я учился в девятом-десятом классе – в 2002-2003 году.
- У многих юных спортсменов есть мечта – стать олимпийским чемпионом. Была ли она у вас?
- Да, я с детства мечтал только об этом.
- После какой победы вы для себя решили, что борьба станет делом всей жизни?
- После того, как по юношам выиграл первенство республики. Тогда я уже стремился к большим победам, но не ожидал, что все так быстро произойдет. Потом победил на юношеском первенстве Европы и понял, что борьбой надо заниматься серьезно.
ПЕРВАЯ ПОБЕДА НА ЧМ ПРИНЕСЛА МНОГО ЭМОЦИЙ
- Какие чувства оставила в 2007 году первая победа на взрослом чемпионате мира?
- У меня всегда настрой такой, что я еду только выигрывать. Но тогда я не считался фаворитом: некоторые ребята были намного сильнее меня. Ощущения, конечно же, были очень приятными – впервые стал чемпионом мира по взрослым. Финальная схватка у меня была очень тяжелая – я на последних секундах вырвал победу у монгола (Номин-Эрдена Батбаатара). И эмоции тогда меня переполняли – я просто взрывался. Кому не будет приятно выиграть чемпионат мира, тем более в таком юном возрасте (в 21 год)?!
- Четыре чемпионата мира – четыре победы. А есть какие-то особые воспоминания, связанные с каждой из них?
- Самые яркие – о первой: тогда был еще очень неопытным и выиграл только на характере, на большом желании победить. А последующие… Чем больше тренируешься и выступаешь, тем больше опыта набираешься и уже готов к различным мелочам, которые тоже очень много значат. Но победы, конечно же, никогда не приедаются.
- В прошлом году на мировом первенстве в Москве, наверное, было вдвойне тяжелее выступать, чем за рубежом?
- Нет, для меня нет большой разницы, где бороться. Мне даже трибуны не мешают, которые порой очень сильно поддерживают своих спортсменов. Самое главное – выходить на ковер и делать свое дело, доказывая всем, что ты лучший.
- В Стамбуле многие лидеры команды, на которых тренеры делали ставку, не справились с волнением – Хаджимурад Гацалов, Денис Царгуш. Как вы чувствуете себя в подобной ситуации, ведь от вас всегда ждут только победы?
- Справляюсь пока (улыбается) – спасибо богу, что помогает мне. Выигрываю за счет везения и большого желания победить, наверное.
МОГУ ПРОВЕСТИ ПЯТЬ КОРОННЫХ ПРИЕМОВ
- Соперники вас изучили досконально – за счет чего можно все время прибавлять, чтобы вновь ставить их в тупик?
- Есть, конечно, такие уникальные люди, которые проводят все приемы подряд и против любого соперника. Но большинство борцов делают два, максимум три приема и ежедневно на тренировках по два часа оттачивают свои коронные движения. Все друг друга хорошо знают, прекрасно понимая, чего можно ожидать от соперника. Но если я даже буду знать, что тот будет делать – в случае, когда противник умеет хорошо делать тот или иной прием, за счет отшлифованной техники он его проведет.
- А сколько отточенных приемов в арсенале Бесика Кудухова?
- У меня – не знаю, не считал (смеется). Конечно, не два-три, немного побольше – иногда могу что-то показать. Мне кажется, что пять (фирменных) проходов у меня есть, которые могу проводить. Просто на прошедшем чемпионате мира непросто все складывалось – да и ребята тяжело боролись.
- Каковы внутренние ощущения от приближающейся Олимпиады? Можно ли от всего отрешиться или, наоборот, это приведет к замыканию в себе и потом можно перегореть?
- Я думаю, что полностью зацикливаться на Олимпиаде не надо. Надо так же много тренироваться, исправлять ошибки, допущенные на чемпионате мира, и оттачивать свои приемы. Если все время думать только об Олимпиаде, то человек может просто перегореть. Надо спокойно идти к Играм – шаг за шагом.
ДЛЯ ПОБЕДЫ В ПЕКИНЕ НЕ ХВАТИЛО ОПЫТА
- Что произошло на Олимпиаде в Пекине в проигранном японцу полуфинале (Кудухов в итоге завоевал бронзу Игр)?
- Трудно объяснить. Я очень серьезно готовился к Олимпиаде и был в хорошей форме. Проиграл, значит, был слабее – японец (Томохиро Мацунага) по своему стилю был неудобным для меня соперником. И тогда у меня еще не было столько опыта, как сейчас. В первом периоде немного неправильно себя повел, и потом схватка уже ушла из рук. Не смог перестроиться, и было очень тяжело.
- А давление, которое испытывают спортсмены на Олимпиаде, ощущали на себе?
- Нет, большого волнения у меня не было. Просто раньше у меня не было схваток, которые заканчивались бы 0:0. Чуть-чуть засуетился, поспешил – за три секунды до окончания первого периода, при счете 0:0, начал проводить бросок и сам «накрылся», отдав победу сопернику. А во втором периоде уже не смог ничего сделать. Так и ушла золотая медаль…
- Сейчас живете в Беслане, а почему второй представляемый регион – Краснодарский край?
- Я выступаю за Краснодарский край уже давно – с 2005 года, хотя тогда у меня особых достижений не было – только чемпион мира по молодежи. Там работает Алексей Иванович Сафронов, который меня тренирует. И мы с моим первым тренером, Валентином Андреевичем Гозоевым, решили параллельно выступать и за Краснодар – наряду с Северной Осетией-Аланией.
СИЛЬНЫХ СОПЕРНИКОВ СЕЙЧАС НЕМАЛО
- Чемпионат мира – последний смотр сил перед Олимпиадой. Кого бы вы назвали в числе основных конкурентов в борьбе за золото Игр?
- Наверное, это мало кому известный, но сильный пуэрториканец (Франклин Гомес-Матос), с которым я боролся в финале. Очень хорош японец (Кенити Юмото), опытен украинец Василий Федоришин, опасен азербайджанец Зелимхан Гусейнов, подтягивается молодой казах (Даулет Жумагазиев). Есть много хороших борцов, но все покажет только Олимпиада. Постараюсь подойти к ней в хорошей форме и не допустить ошибок Пекина.
- Какова манера ведения борьбы Бесика Кудухова?
- У меня атакующий стиль. Хотя где-то надо немного отстояться и присмотреться к сопернику, а где-то – сразу атаковать. Все зависит от конкретного противника, и ко всем надо подходить по-разному.
- Ваши победы вносят заметный позитивный фон в настроение жителей Беслана…
- Да, у меня там много друзей, и все за меня болеют и переживают. Когда я выиграл в Стамбуле, все мне звонили и поздравляли – в Беслане мне всегда очень рады. Там любят борьбу, любят спортсменов и всегда радуются, когда парень из Беслана, Северной Осетии или России побеждает на крупных турнирах.
- Последний вопрос. Известный боксер Виталий Кудухов случайно вам не родственник?
- Да, родственник. Не близкий, точно не знаю, кем мы друг другу доводимся, но мы родственники.
РИА Новости, 19.09.2011