Ирина КЕСАЕВА: «На дорожке надо быть «тигром» – это я и пытаюсь привить ученикам»
Очаровательная блондинка, фехтовальщица, многого добившаяся как спортсменка и тренер, просто великолепный человек Ирина Кесаева (в девичестве Караева), сегодня отмечает свое 45-летие. «Человеку столько, на сколько он себя ощущает», – призналась сайту «Осетия спортивная» милая гостья.
Несмотря на цветущий вид и молодость души, у Ирины уже накопился солидный жизненный опыт, скрепленный ответственной советской закалкой и жесткими спортивными нагрузками. Сама она фехтовальную дорожку покинула до обидного рано. Но, тем не менее, успела сделать себе неплохое «мушкетерское» имя. Она – мастер спорта СССР, чемпионка страны, победитель международных турниров.
Родилась и выросла Ирина в любимом ее сердцу Владикавказе. Здесь, в столице Северной Осетии, она и начала заниматься спортом. В городе на Тереке она увлеченно работает тренером. И уже пожинает плоды столь нелегкого труда: известная осетинская шпажистка, член сборной России, призер чемпионатов мира и Европы Майя Гучмазова – именно ее воспитанница.
В канун юбилея с Ириной КЕСАЕВОЙ в жанре празднично-спортивного тоста побеседовала заместитель главного редактора сайта Залина ПЛИЕВА.
– У каждого спортсмена свой, непохожий на других спортивный путь. А как начинался ваш?
– Благодаря моей старшей сестре Марине Караевой, которая в прошлом тоже успешная спортсменка. Как-то так получилось, что в группе она была единственная девочка, и тренер Валерий Николаевич Галуев ее как-то спросил, мол, у тебя нет сестры, которая бы составила тебе компанию. А мне фехтование совсем не нравилось. К тому времени я уже в охотку занималась плаванием. Но, чтобы не обижать сестру, решила совмещать бассейн и дорожку. Однако неожиданно очень скоро выяснилось, как я ошибалась, ориентируясь на первые внешние впечатления. Рапира меня настолько увлекла, что я по собственному желанию оставила плавание и полностью погрузилась в фехтование.
– Почему рапира? Вы, чемпионка по шпаге, наверно, оговорились?
– Вовсе нет. Изначально я специализировалась в фехтовании на рапирах, так как шпажной секции во Владикавказе в тот период не было. Вот так и вышло, что мы с Мариной и на республиканских первенствах выступали, и не раз выигрывали. После чего нас заметил Владимир Сергеевич Иванов и взял к себе. А раньше так говорили: «Не родись счастливой, а занимайся у Иванова».
– Откуда возникла эта перефразированная поговорка?
– Ну как? Владимир Сергеевич – это не только сегодня патриарх отечественного фехтования и заслуженный тренер России, а величайшая личность, тонкий психолог, очень чуткий, но строгий учитель, поднявший фехтование в Осетии на самый высокий уровень. Именно учитель. Если он брал кого-то под свою опеку, то у этого спортсмена или спортсменки все шло как нельзя лучше – во всех отношениях. Сегодня таких наставников, как Владимир Сергеевич, единицы. Такие тренеры, как говорят, «штучный товар».
– Как и когда вы все-таки «переквалифицировались» в шпажистки?
– Это было где-то в 88 году, когда во Владикавказе открыли уже и женскую шпагу. И тренер, чтобы «обстрелять» меня в новом оружии, решил отправить на международный турнир в Киев.
Представь, неожиданно для всех я выиграла эти соревнования! В принципе между рапирой и шпагой нет очень уж большой разницы. Самая существенная, что в рапире уколы засчитываются в корпус, а в шпаге – хоть куда. Даже в ступню. То есть не так страшно было перестроиться.
Можно сказать, с этого старта и пошло мое серьезное спортивное становление. Я стала выезжать на различные отборочные соревнования, на международные турниры, так же и сестра, только она осталась рапиристкой.
– Все, кто в те годы серьезно занимался спортом, просто мечтали попасть в сборную Союза…
– И я не исключение. Да и сам Иванов только об этом и говорил. Он всегда ставил только высшие цели. И вот спустя какое-то время я попадаю в восьмерку лучших, а затем становлюсь и членом сборной, но пока еще по рапире. Мне было 19 лет, а Марине шел уже 20-й. Получается, одновременно оказались в сборной.
– Родные сестры-фехтовальщицы – редкий случай. Друг против друга приходилось выходить, как например, в вольной борьбе братьям Андиевым?
– Очень часто, к сожалению.
– И кому фортуна больше благоволила?
– По-разному бывало. Но, психологически, против родной сестры, конечно, сложно фехтовать. Но спорт – он порой очень суров, не признает даже родственных чувств.
– Членом сборной СССР вы стали, но в статистических справочниках нет вашей девичьей фамилии в числе призеров мировых и европейских первенств. Почему так?
– Потому что я слишком рано завершила выступать.
– Рано – это во сколько?
– Аж в 22 года. Вышла замуж и решила полностью посвятить себя семье.
– Не жалеете о таком выборе?
– Честно? Нет. Слава Богу, у меня прекрасные дети. Кстати, они тоже «мушкетеры».
– Родители-спортсмены далеко не всегда желают, чтоб их дети продолжили выбранный однажды старшими путь.
– А я рада, что фехтование им по душе. Если даже не завоюют высоких титулов, здоровыми и человечными точно вырастут. Для меня как для матери это главнее медалей.
– Вы немного скромничаете, а вот заслуженный тренер России Наталья Русецкая считает, что ваш старший сын Сослан – олимпийская надежда Осетии!
– Ой, я только за! Ты знаешь, мое поколение выросло на фехтовании таких звезд, как Лариса Цагараева, Наталья Русецкая, Людмила Щербич… Мы старались во всем им подражать.
– Но и ваша «волна» себя неплохо проявила. Разве не так?
– Среди моего поколения, конечно, тоже было немало сильных фехтовальщиц. Чего стоит только одна моя одноклассница Ольга Величко, которая стала чемпионкой мира. Нас в свое время учили на дорожке быть «тиграми», биться до последнего. Эти же качества я сегодня пытаюсь привить и своим ученикам.
– После распада Советского Союза фехтование потеряло былую популярность?
– Однозначно…
– Когда оно стало вновь возрождаться именно в Осетии?
– Отсчет можно начать с победных стартов Аиды Шанаевой, Всеслава Моргоева, отец которого меня многому научил в тренерском деле. Его не раз приглашали в сборную России, что говорит о его исключительно высоком профессионализме.
– В основе любого вида спорта лежит школа, которая должна давать необходимую базу знаний и навыки для правильного и успешного роста спортсмена. Как сегодня обстоят дела у осетинской школы фехтования?
– С уверенностью могу сказать, она на подъеме. У нас растет весьма одаренное поколение. Да и мы, тренеры, работаем над тем, чтобы учитывать все последние веяния и наши спортсмены успешно выступали на соревнованиях.
– Почему вы все-таки решили вернуться в спорт, но уже в качестве тренера?
– Наверно, я устала от домашней суеты, хотелось, чем-то для души заняться. А так как я умела только фехтовать, решила попробовать себя в качестве тренера. Даже не верится, что с тех пор пробежало целых десять лет.
– Так у вас двойной юбилей?
– Получается так!
– Самая известная из ваших подопечных – Майя Гучмазова. Она – ваша любимица?
– У меня все ученики – любимые. Наряду с девочками, я набирала всегда и мальчиков. Вообще я сторонница смешанных групп. Юноши – они более техничные и зачастую благодаря этому подтягивают и девушек.
А. говоря конкретно о Майе, могу сказать, что она сама заставила обратить на себя внимание. С первых дней была очень активной в зале, и бойцовский характер я в ней тоже сразу разглядела. У нее, считаю, большое спортивное будущее. Если, конечно, она с тем же усердием продолжит работать над собой.
– С недавних пор Гучмазову стали вызывать на взрослые соревнования, где она неплохо держится. А как насчет участия в Олимпиаде в следующем году? Ставите перед собой такую цель?
– У Майи шансы есть, но пробиться в Лондон будет архисложно. Мне все-таки, кажется, надо меньше раздумывать об олимпийском будущем и больше нацеливаться на каждое предстоящее соревнование. А будут результаты – будет и олимпийская путевка. Сейчас вот пока готовимся к Универсиаде, которая пройдет в Китае.
– Какой стиль боя вы сами в свое время использовали?
– Вот Майя у меня атакующий боец, а я чаще всего уходила в глубокую защиту, терпеливо выжидала свой момент и только потом контратаковала.
– Кодекс чести Ирины Кесаевой?
– Состоит он из двух слов: делай добро!
– Краткость – сестра таланта! Собственно, главным поводом нашего разговора стала ваша «полукруглая» дата. Как будете отмечать, а, главное, с кем?
– Свой день рождения особо не люблю афишировать, но все-таки приятно, когда поздравляют и говорят добрые слова. Их обычно произносят самые близкие люди. Вот в кругу семьи, друзей, коллег и отпразднуем.
– Кто первым поздравляет?
– Мои дети уже с ночи меня целуют, обнимают. Признаюсь, для меня их внимание, любовь и теплота – самое большое счастье и лучший подарок.