Анна БИТИЕВА: «Почему бы нам в Осетии не воспитать олимпийскую чемпионку!?»
Анна Битиева – загадочная девушка с пронзительным, но в тоже время ласковым и добрым взглядом, очень приятная и страшно пунктуальная. А таковой она стала и благодаря художественной гимнастике, которой увлеклась совсем малышкой. Тогда Анюта, не могла и вообразить, что пройдут годы, и она поднимется на такие большие спортивные высоты.
Битиева – известная «художница» Осетии, России и Азербайджана. Является чемпионкой Европы в групповых упражнениях в составе российской сборной, бронзовым призером Кубка мира в групповых упражнениях в составе азербайджанской команды. Кроме того, мастер спорта России международного класса, участница Олимпийских Игр в Пекине, неоднократный призер международных турниров, ведущая гимнастка ЦСКА, а ныне, в 23 года, один из главных наставников осетинской сборной.
– Аня, откуда ты родом? Знаю, что Битиевых много в Квайсе.
– Сама я родилась в Цхинвале, а из моих родных, одни – из Квайсы, другие – из Джавы.
– Часто на Юге бываешь?
– Нет. Только в прошлом году вместе с братом туда поехала. Мы же, когда я появилась на свет, переехали жить сюда, во Владикавказ, так как в Южной Осетии уже начиналась война.
– И как тебе новый Цхинвал?
– Честно говоря, ожидала увидеть более красочную картину, после войны, если судить по словам, вроде активно шли восстановительные работы. А на деле как-то все пока не так радужно. Надеюсь, пройдет еще какое-то время, и в Южную Осетию будут приезжать как на курорт, ведь там такой чистый воздух.
– А каким ветром тебя в Белгород занесло? Не так давно там проходил турнир по художественной гимнастике, и местная газета очень тепло о тебе писала.
– Мне было 4 года, еще в садик ходила. К нам пришла Елена Юрьевна Кудрявцева – мой первый тренер, чтоб отобрать более подходящих девчат к себе в секцию. Так я начала заниматься гимнастикой. Тренировалась у нее до шести лет в спорткомплексе Савкудза Дзарасова во Владикавказе, где сейчас сама работаю с детьми.
Потом и тут, в Северной Осетии, возникло, так сказать, военное положение – шел 92-й год. Поэтому мои родители внезапно собрали вещи и просто отправились в Белгород, хотя ни близких, ни знакомых у нас там не было.
– С Кудрявцевой хоть попрощались?
– Конечно. Мы подошли к ней, чтоб узнать: к кому можно в Белгороде обратиться, чтоб продолжить заниматься спортом. Она нам назвала Галину Владимировну Оглезневу, можно сказать, моего второго тренера. Помню, она еще прибавила: «Если она вас возьмет – занимайтесь усердно, в противном случае – отправляетесь на танцы».
Так мы приехали в Белгород и, слава Богу, Галина Владимировна мне не отказала.
– А девочки в коллективе к тебе как отнеслись?
– Знаешь, очень хорошо и по-доброму, думаю, это все шло от тренера.
– Расскажи более подробно про свою спортивную жизнь в Белгороде: на какие старты выезжала, какая она – белгородская школа гимнастики?
– Занималась я у Оглезневой 11 лет, до 2004 года. За это время, удалось поучаствовать в различных соревнованиях. Кстати, и во Владикавказ дважды приезжала на международный турнир – «Ступень к Олимпу» назывался. Представляя Белгород, я стала чемпионкой Европы в группе. И за рубеж постоянно выезжала, в основном успешно. К примеру, в 1998 году был первый мой заграничный старт в Голландии. Если не ошибаюсь, в финалах во всех упражнениях была первой, а в многоборье третьей. Кстати, будучи спортсменкой Белгорода, я где-то полгода выступала и как легионер за клуб Италии.
А Белгородская школа достаточно богата и профессиональна, как прежде было и в Осетии.
– Почему в прошедшем времени?
– Потому что сейчас мы опять находимся на стадии становления. В последнее время когда вы слышали о ком-либо из наших гимнасток на самом высоком уровне!? Известные имена в нашем виде спорта – они все больше в прошлом…
Сейчас мы ждем новых звездочек, готовим их, работаем ради этого. К тому же многие наши тренеры за пределами республики работают.
– Одна из них все та же Елена Кудрявцева. Поддерживаешь с ней связь, несмотря на то, что она за тридевять земель находится?
– В условиях современной мобильности, стыдно говорить о каких-то расстояниях, естественно я с ней общаюсь.
– Ты прямо кочевала по миру. А в азербайджанской сборной как оказалась?
– В 2004 году меня Баку пригласил к себе тоже в качестве легионера, но я у них осталось аж до завершения профессиональной карьеры. А предложение, собственно, поступило к Ирине Винер. Спасибо ей за это! Она и посоветовала Азербайджану мою кандидатуру. Вот таким образом я за Баку и стала выступать.
– Баку, наверно, умеет делать такие предложения, от которых редко кто отказывается?
– Азербайджанцы – богаты как материально, так и духовно. Ты не представляешь, какие они гостеприимные, отзывчивые, чуткие, открытые. У меня много подруг и друзей оттуда. И осетин они очень любят. Планировалось, что останусь я у них до чемпионата мира, то есть всего на четыре месяца. Мы благополучно выступили, заняли 11 место.
– Это разве благополучно?
– Для Азербайджана, да. Так как команда была новая, начинающая. Потом мне предложили задержаться и до Олимпиады – я согласилась.
– А в Китае какими стали?
– С седьмым местом попали в финал, я капитаном команды была.
– Большой прогресс! И какие ощущения от Олимпийских состязаний?
– Волнение, дрожь, слезы, радость – все вперемежку. Словами всего не пересказать. После этого я уже вернулась в Северную Осетию, завершив карьеру в большом спорте в 21 год.
– Знаю, вы рано становитесь ветеранами?
– Ну, да. У нас же очень гибкий, молодой вид. По окончанию, кто-то вообще уходит из спорта…
– А кто-то – в тренерский цех. В солнечном Баку не предлагали место тренера?
– Очень даже!
– Если тебя все устраивало как спортсменку, почему не приняла предложение?
– У меня семья в Осетии, не могла.
– Ты замужем?
– Нет, родителей имею в виду.
– Под венец не торопишься?
– Считаю себя сильной личностью, поэтому и человек рядом со мной должен быть таким же. Пока такого джигита не встретила. А выходить замуж ради того, что надо – не вижу смысла.
– Продолжим о тренерском деле. Сколько занимаешься с юными «грациями»?
– Третий год. И вроде все идет хорошо. Некоторые мои воспитанницы уже заявляют о себе, побеждают на турнирах, выигрывают СКФО и другие соревнования. В этом мне сильно помогает директор нашей школы Людмила Таболова, президент федерации Лариса Батырбековна Хабицева. Которая всегда с вниманием относится, часто выручает Рустем Келехсаев. Всем этим людям я благодарна за разностороннюю поддержку!
– Недавно у нас завершился ежегодный Всероссийский турнир памяти Казимы Дулаевой. Твои воспитанницы смогли проявиться?
– Почти все мои дети участвовали. Вот 2001 года рождения два первых места заняли мои девочки – это Кабисова и Аронина. Потом по кандидатам в мастера спорта Лаура Габеева тоже у меня работает, по групповым мои ученицы первыми были. То есть приличное количество наград мы собрали.
– На данный момент чем с подопечными занимаетесь?
– Пока тренируемся в обычном режиме. Если же к какому-то старту готовимся, проводим в зале целый день. Гимнастика – это ювелирный вид спорта, который требует много усилий – это адский труд, на самом деле.
Чуть позже поедем на сбор в Фиагдон, на базу молодежного центра «Барс».
– Какие ближайшие задачи перед собой ставите?
– В этом году постараемся выполнить норму мастеров спорта.
– Удачи! Можешь вспомнить какой-то интересный или забавный случай из своей спортивной практики?
– Скорее неприятный. Мне было 13 лет, когда меня и пригласила Италия в свой клуб. Случай связан с этим событием в моей жизни. Так вот, застряв в столичных пробках, я почти опоздала на свой рейс. Кое-как меня пропустили на регистрацию, и я побежала к выходу, где стояли два автобуса. Они оказались разными, а я привыкла, что оба направляются к одному самолету. Одним словом, села я на свое 25 место, и полетела не в Милан, а в Париж. Ты даже не представляешь, как я разревелась, испугалась. Это сейчас с улыбкой вспоминаю, а на тот момент мне было не до шуток.
Хорошо, что у меня тогда был мобильный телефон, я тут же позвонила президенту федерации клуба, сообщить, что я села не на свой рейс. Они там все тоже перепугались. Меня потом даже в «Дисней Лэнд» отвели, чтоб я разгрузилась. Затем руководство французского аэропорта меня отправило в Италию. Вот такое приключение мне вспомнилось.
– Твой девиз?
– Из любой ситуации есть выход!
– Оно и видно из твоего рассказа. Как сама считаешь, ты дружелюбна?
– Больше да, чем нет. Единственно, во Владикавказе у меня мало друзей.
– И кто же эти «избранные»?
– Я хорошо общаюсь с Артуром Таймазовым, Хетагом Гозюмовым, Хаджимурата Гацалова сильно уважаю. Я его вообще считаю человеком величайшей культуры. У меня есть очень близкая подруга Кристина Баззаева. В основном все мои друзья в Баку живут.
– Из дзюдоистов ни с кем не дружишь?
– Давида Битиева подразумеваешь?
– Угадала?
– Я с ним знакома, но мы не часто общаемся, он же у нас чрезвычайно скромный парень.
– Ты несколько лет провела в Азербайджане, поработала и в Италии. Языки этих стран не освоила?
– На азербайджанском чисто говорю, лучше, чем по-русски и по-осетински, наверно. Немного по-корейски болтаю, так как зимой месяц там с их спортсменками работала.
– Как бы они тебя не «засватали»?
– Пока что нет, но зарекаться не буду. Всякое может быть.
– Есть у тебя заветная мечта?
– Хочу воспитать олимпийскую чемпионку.
– Пусть все задуманное тобой сбудется!