Скалолаз Артур ГАГИЕВ: «Пришел, увидел… и втянулся»
Артур ГАГИЕВ – 19-летний студент 2 курса факультета физической культуры и спорта СОГУ. Серьезный, скромный юноша несколько лет назад нашел свой путь в скалолазании. Дух соперничества, жажда преодоления себя – это то, что не устает привлекать его в избранном увлечении.
А недавно появился еще один стимул – он стал самым молодым членом сборной России по альпинизму и единственным представителем Северной Осетии в российской национальной команде. Пока студент из Владикавказа является победителем открытого чемпионата РСО-Алания-2011 по спортивному скалолазанию, двукратным бронзовым призером этапов Кубка России по альпинизму, победителем соревнований «Скалы Юга-2010».
О скалолазании и о себе Артур ГАГИЕВ рассказал корреспонденту сайта «Осетия спортивная» Римме ГУГКАЕВОЙ.
– Артур, объясни непосвященным, чем отличаются альпинизм и скалолазание?
– Альпинисты – это те, кто участвует в восхождении на вершины. Им могут встречаться как скальные, так и ледовые участки, которые они и преодолевают. А скалолазы преодолевают специальные 10-15 метровые стенки.
– Как и когда ты пришел в скалолазание?
– Начал я лазить после того, как поступил на учебу в училище №5. При нем есть скалодром. Пришел, увидел стенку, и очень уж мне захотелось забраться по ней. Один раз попробовал – понравилось, захотелось еще. Так и втянулся. Уже пятый год в этом спорте.
– И кто стал твоим наставником?
– Начал тренироваться у Виталия Иванова. Нас было всего несколько человек. Тренировались иногда и у Николая Стадеева. Они оба работают в МЧС и в свободное время занимались с нами.
– Расскажи о своей победе в прошлогоднем фестивале «Скалы Юга-2010». Легко ли она тебе далась?
– «Скалы Юга-2010» проходили на скале Индюк в Краснодарском крае. Мы выступили хорошо. Я занял первое место и в квалификации, и финале. Двойное награждение стало традиционным для этих соревнований: по результатам квалификации, которая проводится в группах любителей, профессиональных спортсменов и детей, и по результатам финала, в который отбираются по общему зачету. «Квалификацию» я разделил со спортсменом из Новороссийска, а в «финале» первое место было уже только моим.
Победа не далась так уж легко. Соперники были сильные. Мы лазили два дня, было большое напряжение, но надо было выкладываться «по полной», что я и старался сделать.
– У тебя не бывает проблем с выездами на соревнований?
– Нет. Это полностью берут на себя мой тренер Виталий Иванов и старший тренер, президент Федерации альпинизма РСО-Алания Казбек Хамицаев.
– Что-то изменилось после твоего прихода в сборную России? Уже известно, в каких соревнованиях ты примешь участие в составе сборной?
– Наверно чувство ответственности обострилось, а так особых изменений пока не ощущаю. А насчет соревнований еще ничего не известно. Возможно, из-за того, что прошло пока мало времени.
– А как тебя заметило руководство сборной России по альпинизму?
– Я участвовал во всех трех этапах Кубка России, которые проходили в Самаре, Дагестане (но там были не все виды – только парные гонки и серия трасс) и у нас в республике, где я занял 3 место. Наверно, на этих кубковых этапах и обратили внимание.
– Во время подъема по скалистым участкам возможны самые непредвиденные ситуации. Как можно натренировать себя для того, чтобы не теряться в экстремальных случаях?
– Чувство страха должно отсутствовать вообще. Потому что все посторонние мысли могут сильно помешать и даже подвергнуть опасности спортсмена. Допустим, есть такой момент во время подъема: на определенном этапе ты должен щелкнуть оттяжку. Если этого не сделать, можно пролететь и удариться. Или же сделать вместо этого перехват, но результат будет лучше. Поэтому важно не растеряться и принять правильное решение.
– А ты сразу приноровился к азам скалолазания или пришлось долго заниматься?
– Вначале конечно было трудновато, присутствовал и страх. Были и ошибки. Но была цель. И из года в год я все больше привыкал.
– Как преодолевал боязнь высоты? Или она у тебя отсутствовала?
– До того, как я пришел в этот спорт, небольшая боязнь высоты была. Сейчас ее нет, потому что я знаю, что нужно делать только то, что от меня требуется, и я буду в безопасности. Важно настраивать себя на положительный результат.
– А какие ощущения охватывают человека, который преодолев все препятствия, поднялся на вершину?
– Так сразу и не скажешь. Самые разные чувства. Но главное, наверно – это ощущение того, что я достиг финиша, все препятствия остались далеко внизу, выполнил свой долг перед собой и перед теми, кто в меня верит.
– Можешь сказать, какие качества необходимы человеку, чтобы стать альпинистом?
– Собранность, сосредоточенность, сила воли, целеустремленность, добросовестность.
– А чем еще кроме скалолазания увлекаешься?
– Скалолазание – мое единственное увлечение.
– На днях ты вернулся из Цея, где проходил 1 этап Кубка России по альпинизму. Как можешь охарактеризовать свое участие в этих соревнованиях? Чего не хватило для того, чтобы завоевать призовое место?
– В Цее был представлен «скальный класс», в котором были «связки» – один из видов альпинизма. Я же во всех предыдущих соревнованиях участвовал в таких коротких дисциплинах, как «серии трасс». Они представляют собой несколько трасс, которые нужно преодолеть, а судьи тебе засчитывают попытки. Результаты подсчитываются с учетом количества попыток, затем выход в финал, а там уже чуть другая система.
А с этого года по решению Федерации альпинизма России серия коротких трасс перестала являться спортивной дисциплиной. В связках, которые были в Цее, я участвовал впервые. Там не столько нужно было лазить (всего несколько метров), сколько работать с веревкой. Несмотря на то, что нам объясняли алгоритм действий, я не смог полностью включиться в эту дисциплину, и в результате остался вне призовых мест.
А серию трасс все же провели, но неофициально, в ней я занял первое место вместе с Маратом Амбаловым.
– По-твоему, насколько развиты скалолазание и альпинизм у нас в республике?
– Их нужно еще развивать. Скалолазов, например, в общей численности всего человек 25. И это несмотря на невероятную близость гор. Возможно, дело в том, что эти виды спорта не привили молодежи, нет активной пропаганды. Республика живет в основном борьбой и футболом.
Периодически мы ездим с ребятами тренироваться в горы. Часто нас по дороге спрашивают, куда направляемся. И когда мы отвечаем, что занимаемся скалолазанием, то многие сильно удивляются, так как слышат впервые о том, что у нас, в Осетии, есть такой вид спорта. Во Франции же, например, это является чуть ли не национальным видом спорта! Хотелось бы, чтобы у нас, в горной республике, скалолазание стало популярнее.
– Удачи тебе и побольше побед!
– Спасибо.