Станислав ЧЕРЧЕСОВ: «Динамо» подарки не нужны. Мы свое возьмем сами»
Героем очередного выпуска передачи «Истории футбола» стал Станислав Черчесов.
В 1976 году у Брежнева было только две звезды Героя Советского Союза, Тарковский только готовился снимать «Андрея Рублева», доллар стоил 80 копеек, а московское «Динамо» последний раз в своей истории стало чемпионом.
Станиславу Черчесову было 13 лет, он учился в крошечной школе маленького Алагира, помогал отцу по хозяйству и тихо мечтал об успешной футбольной карьере. Из всех его сегодняшних подопечных на свет появился только голкипер Роман Березовский.
В истории футбола немало примеров, когда титулованный клуб вдруг уходит с первых ролей – «Сент-Этьен» во Франции, «Атлетик» в Испании. Но москвичи, в отличие от этих команд, никогда не сваливались в низшие дивизионы и всегда имели стабильное финансирование.
38 лет без титула… 38 лет разрушенных надежд и тоски по золотому прошлому…
Назначение Черчесова произошло внезапно. «Спартак» неожиданно отказался от тренера, имея предварительное соглашение. «Динамо» в то время буксовало под руководством Дана Петреску.
– Вот если бы первая моя команда была «Динамо», тут возможно, чувствовал бы себя в какой-то степени некомфортно, – говорит Черчесов. – Но когда поработаешь в нескольких клубах, то понимаешь – к новому тренеру, игроку или руководителю приглядываются. Какие-то вещи показать можно исключительно делом. Я даже не говорю, что доказать, а просто показать, что ты пришел для того, чтобы делать все хорошо. Во всяком случае, старание и стремление к этому есть.
– Существует вот такая версия: в «Динамо» могут работать тренерами только динамовцы. Так это или нет?
– Ну, я не знаю. Динамовцы… Нет, я,честно говоря, такого не слышал.
Черчесова в «Динамо» не хотели многие. На встрече с болельщиками, написавшими открытое письмо в СМИ против назначения его тренером «Динамо», Черчесову было сказано в глаза: «Мы ждали, что назначат Хохлова. Тренера дубля, которого мы уважаем. А для вас «Динамо» было запасным аэродромом».
– Раньше я старался больше молчать, потому что думал: ну зачем разговаривать? Все-таки, чем меньше мужчина говорит – тем лучше, – уверяет Черчесов. – А когда ты становишься тренером, то должен быть не только мужчиной, но и, естественно, делать определенные вещи. Стараюсь отвечать на любой вопрос – приятный или неприятный. Чтобы первое мнение услышали от меня. Чтобы не было домыслов или еще чего-то. Поэтому я был на встрече с болельщиками. Отвечал на любой вопрос. Какой-то ответ может понравиться, а может – нет. Но все ответы были искренними. И, во всяком случае, у болельщиков есть понимание, почему происходит так или не так.
Ответы Черчесова болельщиков устроили. Еще больше устроила игра. Дерби со «Спартаком» оказалось для Черчесова днем странной славы. Многие годы динамовские фанаты жили по принципу: чемпионат мы не выиграем, но «Спартак» надо обыграть кровь из носу. «Динамо» проиграло, но трибуны устроили команде овации. За игру. «Впервые за долгое время мы можем смотреть матчи «Динамо», не выпивая», – одобрительно шутили болельщики.
***
– Мы хорошо начали чемпионат, выиграли немало матчей, были среди лидеров, – рассуждает лидер бело-голубых Матье Вальбуэна. – Но вот наши последние игры… Уже в матче с «Эшторилом» прозвучал тревожный звоночек. А матч с «Рубином» подтвердил, что сейчас мы играем не очень хорошо. Мы должны пересмотреть определенные вещи, необходимо сохранять концентрацию на протяжении всего матча, чего не было в матче с казанцами.
Нам недоставало, повторюсь, концентрации, агрессии, и, по-моему мнению, нам не хватило духа… Сейчас важно быстро отреагировать на это, у команды большой потенциал, и она хочет быть в числе двух сильнейших команд России. Понятно, что многие хотят стать чемпионом, но, играя так, как мы играли с «Рубином», чемпионом не станешь. Да, может случиться «пощечина», но совершенно не нужно при этом подставлять вторую щеку.
Вальбуэна быстро стал любимцем фанатов. Как иначе, когда именно его связка с Самба организовала несколько важных голов. Когда маленький француз свалился с аппендицитом, бело-голубые притормозили. Игру с «Омонией» болельщики вряд ли могли смотреть спокойно. Но там хотя бы была победа и выход в Лигу Европы. Кубковое поражение москвичей от «Шинника» (0:2) стало настоящей пощечиной.
– Мы сделали на поле 1200 действий, – объясняет Черчесов. – Процент брака у нас был очень низкий. Столько полезных действий мы до этого никогда не делали. Но, повторюсь, так сложилась игра… Мы очень хотели выиграть, но когда не забиваешь раз, два, три, пять, потом начинается… Все мы играли в кубках и знаем законы этих турниров. Понятное дело, что это нас расстроило, но и в какой-то степени подстегнуло.
И опять же, если что-то случается, то на вопросы, что мы недоделали или сделали, надо отвечать.
Нельзя было не поинтересоваться у Черчесова и про громкий скандал со звездами «Спартака», когда он тренировал красно-белых.
– Что с точки зрения опыта вам дала вот та громкая история с Титовым, Моцартом и Калиниченко? Это опять же к вопросу о конкретике и жесткости.
– Можно это слово «жесткость» убрать, потому что люди будут шарахаться, когда я буду по улицам ходить. А?
– Да.
– Просто есть ситуации, когда ты поступаешь правильно. От твоего решения зависит, куда мы будем двигаться дальше. И что тут такого? Понятно, футболисты с именем, заслуженные… Но есть вторая команда, куда их, как говорится, пока отправили. Для того чтобы подумали и они, и я. Каждый реагирует по-своему, поэтому ситуация сложилась так, как она сложилась.
Та история создала Черчесову репутацию тренера-киллера. Готового ради укрепления авторитета на любые меры. И, по большому счету, стоила ему работы в «Спартаке». По крайней мере, так принято считать. Хотя точно такой же случай был у него в «Амкаре» – с переводом в дубль болгарских звезд. Только там все закончилось хэппи-эндом.
– С ним можно было разговаривать, – говорит попавший в «Амкаре» под руку Черчесова Георги Пеев. – Конечно, нужно было соображать, потому что он вслушивался в любое слово. И когда неправильно выразишься, то он может не так понять. Может быть, это плюс, а может, и минус. В нашем случае, считаю, это было минусом. Не только для меня, но и для него. Слава богу, что все быстро разрешилось. И это пошло на пользу команде, тренеру и мне.
– До сих пор не знаю, откуда дул этот ветер, – пытается объяснить прошлое экс-капитан «Спартака» Егор Титов. – Мне до сих пор интересно, чья это была инициатива – Черчесова или Федуна. Конечно, мне бы хотелось это узнать.
– Вы не спрашивали?
– А у кого я могу спросить?
– У Станислава Саламовича.
– Я с ним не общался. Кстати, у вас будет возможность. Поинтересуйтесь у него.
– Хорошо, спрошу.
– А лучше у Арнольдовича (Федуна. – Прим. «СЭ») сразу спросите (улыбается). Позвони ему, у тебя есть телефон?
– Могу найти. Вам дать?
– Мне не надо, спасибо. Здесь же надо из чего исходить? Меня убрали из «Спартака» не просто так. Как Свяжетесь с Черчесовым, узнайте, кто меня убрал, кто мне сказал «до свидания». Тогда уже можно будет рассуждать. Если это исходило от руководства клуба, тогда понятно, почему меня там нет. Если это сам Саламович так решил, то тогда возникает вопрос: почему он это сделал?
***
Черчесов на своей шкуре узнал, насколько непрочным может быть положение звезды в клубе. Федун уволил его из «Спартака» через два дня после своего заявления о полной поддержке Черчесова. «Терек» решил не продлевать с ним контракт, когда по игре и месту в таблице к тренеру не было ни одного вопроса.
Два с половиной года простоя, попытка возглавить сборную Азербайджана, не увенчавшаяся успехом. «Жемчужина», рухнувшая в небытие, – судьба словно вновь водила его по забытым дорогам. Когда-то Черчесов шесть лет сидел в «Спартаке» за спиной Дасаева. Потом настал период бесконечного ожидания – когда же тебе позвонят и позовут, тренеру с двумя серебряными медалями, одна из которых досталась еще Черчесову – спортивному директору.
– Раз я в 2008 году ушел и в 2014-м меня обратно звали, значит, правильно тогда поступил, – убежден Черчесов. – Какие-то вещи, о которых мы сейчас говорим, надо было переосмыслить. И чтобы после расставания со «Спартаком» это все в ком не превращалось, решил сделать определенную паузу, хотя звонки были. Но вот чтоб зацепило какое-то предложение, такого не было. И я спокойно, наверное, один год и 8 месяцев не работал. Могу вам сказать, что это не самое простое время, потому что я люблю работать. Но в плане анализа… Взял для себя время и как-то надо все было по полочкам разложить, чтобы опять не наступить на те самые грабли. Ошибки бывают у всех…
– Меня повеселила история со шпионами, которые за ним поехали, – вспоминает назначение Черчесова в «Динамо» экс-владелец «Спартака» Андрей Червиченко. – Причем мне показалось, что они (руководители «Спартака». – Прим. «СЭ») хотели выследить приезд Черчесова именно в этот офис «Динамо». Но он поехал в другой. Не знаю, у нас со Стасом хорошие отношения. Я считаю, что его неназначение в «Спартак» – это ошибка.
***
Когда совет директоров «Локомотива» искал замену Славену Биличу, фамилия Черчесова обсуждалось наравне с кандидатурой Леонида Кучука. Правда, Черчесова видели спортивным директором. Понятно почему – на трансферном рынке он один из лучших менеджеров по умению увидеть игрока и не переплатить за него.
– Тогда, по большому счету, Черчесов только начинал в России, – рассуждает капитан сборной Роман Широков. – Но когда он позвал, естественно, я откликнулся на это предложение.
– Потому что это «Спартак» или потому что это Черчесов?
– Потому что это и «Спартак», и Черчесов. Я уже говорил, что папа болел за «Спартак». Я сразу, рассматривая варианты, выбрал «Спартак». Но потом обстоятельства сложились иначе. Но сейчас Черчесов, думаю, очень сильный специалист. Наравне со Слуцким. Кто у нас еще есть из молодых и уже опытных? Они вдвоем сейчас, наверно, особняком стоят.
Широков тогда еще не был игроком сборной, как и Файзулин, которого Черчесов заметил в первом дивизионе. Ранее была покупка Веллитона за не самые большие деньги. В «Амкаре» Черчесов, продав «Тереку» Семенова, взял на эти деньги восьмерых игроков основного состава. Как ранее провел отменную и экономную кадровую революцию в Грозном. Сложно поверить, но новички «Динамо» при Черчесове – Вальбуэна, Бюттнер, Манолев, Губочан, Венкер – обошлись клубу в такую же сумму, как один Денисов. А от обмена Дядюна на Прудникова «Динамо» выиграло около 3,5 миллиона евро.
– Контракт закончился. Контракт не продлили, и я пошел своей дорогой, – вспоминает Черчесов о своем уходе из «Терека». – Мы, кстати, великолепно общаемся с президентом Даудовым. Буквально недавно общались. Понятно, что и тогда, и сейчас я могу сказать, что год я там не доработал, потому что вот-вот команда должна была реально стать командой, с которой можно реально потребовать результат. Но решение принято, и здесь, как говорится, мы пожали руки и расстались. Великолепное время там провел, ни одной секунды не жалею, ни одной минуты никому не подарю. Все время мое. У чеченского народа ни в Москве, ни в Грозном ко мне вопросов нет. Мы вместе. Помню, первая моя игра там была… 1700 что ли зрителей, поражение от Нальчика – 0:1 на «Ахмат-Арене» – великолепном стадионе. Последняя игра – 27 тысяч и победа 4:1.
– Мне было интересно открыть для себя что-то новое, попробовать что-то иное, кроме «Марселя», – объясняет причину своего переезда в Россию Вальбуэна. – Для меня это был поворотный момент в жизни, поэтому мне было важно обсудить это со своей семьей, друзьями, людьми, которые меня любят. Тренер и президент вселили в меня уверенность, и это вместе с тем фактом, что в «Динамо» есть футболисты из Франции, предопределило мое решение приехать сюда.
– Мы с Гурамом Захаровичем (Аджоевым. – Прим. «СЭ») обсуждаем не просто игру футболиста. Мы видим «отдает – не отдает», «бьет – не бьет», «быстрый – медленный». К тому же необходимо понять его внутреннее состояние – подходит он нам или нет. Вот тут вопрос возникает – брать хороших футболистов или тех, которые нам подходят. Вот нюанс. Можно взять топ-игрока, но не подойдет. Можно чуть хуже, но он вольется. Тут надо взвешивать. Это не самое легкое занятие, и нам надо ломать голову – тот или иной шаг сделать.
Самое главное, наверное, не то, что у тебя есть большие деньги. Самое главное – уважать себя, свою лигу, свою команду, потому что есть рынок, и на рынке человек стоит столько-то, а с какого перепуга мы должны переплачивать? Я и в интервью во всех говорю (здесь у нас опять же с клубом никаких разногласий нет), поэтому мы стараемся правильно все оценить. И даже если мы каких-то пару копеек переплачиваем, то тоже изначально понимаем это. А так, рынок есть рынок, зачем его, как говорится, «раскалять»? Потому что все как-то привыкли, если в Россию ехать – то платите. Мы изначально сказали, что мы покупать в таких условиях никого не будем.
***
В современной истории «Динамо» были примеры, когда большой бюджет и звезды не гарантировали успеха. Единственная за много лет медаль была добыта, когда клуб скорее был готов отдавать, а не приобретать. После бронзы-2008 Семшов, Данни, Кержаков и Комбаровы ушли из «Динамо».
– В «Динамо» главная сложность, как мне кажется, – на команду, на клуб в целом слишком часто приходятся перемены, – размышляет бывший генеральный директор клуба Дмитрий Иванов. – И перемен не только на тренерском или руководящем посту, а в целом. Перемены с точки зрения акционеров, с точки зрения структуры. С точки зрения элементарно даже стадиона, базы, офисов. Постоянно идет какая-то смена, постоянно идет движение. Разумеется, «Динамо» для того, чтобы закрепить слой успеха, нужно просто немножко, скажем так, успокоиться с точки зрения перемен. Сделать стабильным и состав команды, и клуб. И, думаю, успех придет. И успех будет постоянным.
***
Черчесов всегда имел репутацию «режимщика», который даже на собственной свадьбе пил молоко. Хотя публичности никогда не чурался, более того – всегда охотно шел навстречу журналистам, не отказывая ни в интервью, ни в дружбе. Поэтому и команда у него сейчас такая – режимная, но открытая.
Впервые за долгие годы «Динамо» играет в понятный и рациональный футбол. Установило клубный еврокубковый рекорд. Впервые рассматривалось как претендент на чемпионство. Но зимой не пришел ни один новичок, хотя этого ждали все. И оказалось, что вопреки распространенному мнению, у «Динамо» нет длинной скамейки запасных.
– По качеству футболистов, может, мы не были чемпионской командой в 2007-м, но по духу и настрою созрели для этого, – вспоминает Черчесов работу в «Спартаке». – Видите, как последний тур решился, последние минуты, и там выбили из пустых ворот. Значит, это опять же посыл сверху. Мне никогда ничего не доставалось просто так, поэтому, видимо, надо реально потрудиться, чтобы быть достойным титула.
Что написано на роду, то значит и будет. Все то, что мы сегодня делаем, нацелено на то, чтобы добыть команде титул. Опять же, другие команды тоже свои задачи решают. И убежден, что конкуренция в российском чемпионате очень непростая, поэтому подарков мы не ждем. Кстати, и не хотим подарков. Мы сами все заработаем!
***
В этом году «Динамо» вряд ли станет чемпионом. Но оно достойно вернулось в еврокубки, претендует на место в Лиге чемпионов и нацелено завоевать медаль – впервые за семь лет.
Но до конца непонятно, по какому пути готово пойти «Динамо»: «Зенита», ЦСКА или «Анжи»? Какими будут трансферные задачи, а стало быть, и цели на следующий сезон?
Есть ли ответ на этот вопрос у самого Черчесова? Тренера, с которым этот футбольный год «Динамо» прожило с достоинством.
«Спорт-Экспресс», 24.04.2015