Завтра будет поздно
В Красноярске завершился очередной турнир по вольной борьбе Голден Гран-при «Иван Ярыгин». Борцы из Северной Осетии завоевали пять бронзовых медалей, и всего лишь одну победу в тяжелом весе в труднейшей схватке одержал Алан Хугаев.
Для кого-то пять бронзовых медалей это, наверное, успех, но только не для Северной Осетии. Как оценивать итоги турнира? Это просто неуспех или это рядом с провалом?
Мы связались по телефону с Красноярском, и вот что нам рассказали выдающиеся представители борьбы.
Нугзар ЖУРУЛИ, член исполкома ФСБР, арбитр международной категории,
председатель коллегии спортивных судей России:
— Не хотелось бы называть провалом результаты североосетинских борцов, но, по-моему, это одно из самых неудачных выступлений осетинской команды на этом турнире. Мне сложно судить, почему так произошло. Я не знаю, как проходила подготовка к турниру. Можно понять, когда до финала не добираются молодые ребята, но когда проваливаются опытнейшие борцы, то есть, разумеется, вопросы.
Если говорить о новых правилах, то они вернули борьбе зрелищность, и еще как судья могу сказать, что они очень прозрачные и защищают в первую очередь интересы спортсменов. Судьи сегодня практически не могут влиять на результат. Так что проблем с судейством на турнире не было.
Желаю борцам и тренерам Осетии успехов.
Дзамболат ТЕДЕЕВ, заслуженный тренер РФ,
вице-президент ФСБР:
— Иначе, как провалом, не могу оценить выступление осетинских борцов на ярыгинском турнире. И самое обидное, что все к этому шло. И это при том, что тренеры в Северной Осетии работают. Хочется сказать спасибо и Марику Тедееву, главному тренеру сборной республики, и всем остальным выдающимся, я бы сказал, наставникам.
Почему я говорю, что к такому результату все шло? Потому что нет достаточной, на мой взгляд, поддержки борьбы в республике. Если сравнивать с тем же Дагестаном, то мы проигрываем им в организации подготовки практически по всем пунктам. Там идет мощная поддержка борцовской школы, и рано или поздно количество должно было перерасти в качество.
На ярыгинском турнире дагестанские борцы доминировали во всех весовых категориях. И я бы понял, если бы проигрывали молодые, еще неопытные борцы. Но когда член сборной России, недавний лидер в своей весовой категории Алан Гогаев за полторы минуты проигрывает сопернику десять баллов, это я отказываюсь понимать. Совершенно, на мой взгляд, неподготовленным приехал на турнир и Сослан Кцоев. Словом, наши борцы, мягко скажем, не порадовали ни результатом, ни хотя бы запоминающейся борьбой. Не было огонька в их глазах.
Если бы это была просто локальная неудача, я бы особо не переживал. Но, к сожалению, в последнее время наблюдается неприятная тенденция — результаты осетинских борцов падают. Я говорил выше, что нет достаточной финансовой поддержки, из-за чего очень многие талантливые ребята уезжают в другие регионы, потому что у многих уже семьи, которые надо элементарно содержать.
Мне кажется, что надо вернуться к тому опыту, который в свое время вытащил осетинскую борьбу из ямы и вывел ее на первое место в мире. Я имею в виду борцовский клуб «Аланы», созданный в свое время Арсеном Фадзаевым и который воспитал такое количество чемпионов России, Европы, мира и Олимпийских игр. Это олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира Хаджимурат Гацалов, призеры Олимпийских игр Сослан и Таймураз Тигиевы, чемпионы мира Фарниев, Дудаев, Сохиев, Алдатов, всех сразу и не вспомнишь. Воспитанником этого же клуба является самый титулованный борец в истории вольной борьбы, трехкратный чемпион Олимпийских игр Артур Таймазов, так же как и многократный чемпион мира, призер Олимпийских игр Бесик Кудухов, чья жизнь недавно трагически оборвалась…
Это был первый подобный клуб в России. В этой школе были собраны перспективные молодые ребята, 13-15-летние мальчишки. Они находились на полном обеспечении, кстати, их тренеры тоже. Поэтому мы и собрали в итоге такой богатый урожай медалей высшего достоинства. По достигнутым результатам этой школе до сих пор нет равных, думаю, даже во всем мире. Но сегодня это золотое поколение практически ушло, а кто придет на смену? На мой взгляд, необходимо срочно вернуться к этой практике, иначе будущее осетинской борьбы довольно туманно. Хотя ребята перспективные есть, но если их сейчас не поддержать, они так и останутся перспективными.
Борьба сегодня стала очень зрелищной благодаря новым правилам, но почему-то дагестанские борцы быстрее к ним приспособились. Думаю, необходимо менять принципы, методику подготовки. Хотя, повторюсь, тренеры у нас самой высокой квалификации, но им надо помочь. Каждый молодой борец все время должен быть на виду, тренер должен знать о нем все: что ест, как спит, чем дышит. А для этого необходимо, чтобы они находились больше вместе, то есть необходима школа-интернат. Дагестан пошел по этому пути, и результат налицо.
Арсен ФАДЗАЕВ, первый вице-президент ФСБР:
— К сожалению, наши борцы на этом турнире не порадовали. Всего один финал, и тот с превеликим трудом выигранный, это, разумеется, нельзя расценивать как положительный результат. Уверен, что необходимость создания борцовского интерната назрела. Дагестанцы постоянно к нам приезжали, наблюдали за нашей школой и буквально скопировали принципы работы борцовского клуба «Аланы», который мы создали в 1997 году и который дал России выдающихся чемпионов.
Кстати, ни одной копейки государственных средств тогда не было потрачено на содержание школы. А сегодня и республике можно было бы вложиться в развитие борьбы. И деньги эти совсем не огромные, я бы сказал далеко не футбольные. И результаты не заставят себя долго ждать. Посмотрите на Дагестан. Сколько классных молодых борцов прибыло в Красноярск. В полуфиналах и в финалах боролись представители одной и той же борцовской школы из Хасавюрта. Это очень серьезный уровень подготовки. При такой плотности будет нелегко пробиваться наверх нашим борцам. Подтянулись кабардино-балкарская и красноярская школы, а также школа ЦСКА. Нужно принимать срочные, безотлагательные меры. Уже теперь нужны годы, чтобы наверстать упущенное.
Я в свое время выходил с предложением создать на базе одного из СПТУ, что по улице Кутузова, спортивный интернат. Это было удобно: и школа рядом, и спортивная база, и общежитие хотели сделать. Договорились о бюджетном и внебюджетном финансировании. Но в последний момент, грубо говоря, все «зарубили». Может быть, кому-то не понравилось, что с таким предложением вышел именно Фадзаев? Не знаю. Но пусть бы другой кто-то предложил, какая разница! Лишь бы интернат был создан! Жаль, что так получилось…
Что касается тренеров. Я не говорю, что тренерский совет плохо работает, но необходимы новые подходы. Надо в корне менять систему подготовки борцов. Необходимо серьезно проанализировать сложившуюся в борьбе ситуацию. И надо создавать борцовские клубы. Не на бумаге, а реально работающие, дающие результат. Отстанем сегодня — отстанем навсегда.
«Пульс Осетии», 28.01.2014