Шамиль АБДУЛАЕВ: «Спортивный зал – это лучшая «церковь»
Шамиль Абдулаев – заслуженный тренер РСФСР по дзюдо, мастер спорта по самбо и дзюдо, чемпион ЦС «Динамо», всегда улыбчивый и интеллигентный человек. Большую часть своей жизни он посвятил воспитанию подрастающего поколения, взрастив немало спортивных талантов и порядочных, ответственных людей.
«За тридцать лет работы на тренерском поприще, я никогда не пожалел о выбранной профессии и, уверен, никогда не пожалею», – признается он.
Шамиль Магомедович по национальности лакец, но родился и вырос Абдулаев на осетинской земле. Здесь же в станице Архонской (Северная Осетия) жили его дед, потом отец, а теперь и он сам вместе со своей прекрасной семьей.
О своем спортивном прошлом, семье, многолетней тренерской деятельности Шамиль АБДУЛАЕВ рассказал заместителю главного редактора сайта «Осетия спортивная» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Шамиль Магомедович, как ваши предки оказались в Северной Осетии?
– Это было где-то в 1935 году. Времена были тяжелые, и вот за лучшей жизнью мои дед и бабушка переехали жить в Осетию. Обосновались в казачьей станице Архонская. Мой папа тогда был совсем еще маленьким. Так наш род здесь и оказался.
– Спортом в наших краях и начали заниматься?
– Ну, да. Сначала ходил в секцию вольной борьбы, потом увлекся классической, но дзюдо и самбо меня привлекли больше.
– Давайте обо всем по порядку, а то вы как-то быстро все пересказали…
– Хорошо, в 73 году пришел в борьбу, к Михаилу Огладзе. Потом какое-то время боролся за «ЦСКА», выступал на первенстве Москвы, на чемпионах вооруженных сил. Затем нас почему-то подсократили и многих отправили по частям. Я попал в Курск – город дзюдо.
– Почему город дзюдо?
– Потому что оттуда вышли выдающиеся дзюдоисты – Солодухин, Шуров, Губанов. Я там жил, служил, тренировался, учился. На тот момент немного поездил и на соревнования по греко-римской борьбе. А когда я отслужил, там же в Курске поступил в школу тренеров, и одновременно занимался дзюдо. То есть уже зрелым перешел с борцовского ковра на татами. Этот вид спорта мне сильно понравился, и я решил отдаться ему и душой, и сердцем. Тренировался три-четыре раза в день. Чтоб чего-то достичь в дзюдо, им надо жить.
– А свои самые первые соревнования помните?
– Помню, конечно. Это был турнир по вольной борьбе во Владикавказе на призы Юрия Аветисяна. Тогда я ничего не выиграл. Но после, на первенстве республики, стал вторым, с самим Юрием Гусовым, будущим чемпионом мира, боролся.
– Сегодня с борцами старшего поколения общаетесь?
– Да. Со Славиком Багаевым, Артуром Баззаевым, Сосланом Андиевым – со многими в хороших отношениях.
– Вы сказали, что после службы стали учиться на тренера, то есть целенаправленно шли к нынешней профессии. Пришлось ради этого пожертвовать спортивной карьерой?
– Так уж получилось. Но я не огорчаюсь: то, что не удалось сделать мне, я передал моим ученикам. К примеру, Анатолий Ларюков стал призером Олимпиады, чемпионом мира и Европы, ныне он спортивный директор федерации дзюдо России. Виталий Крутоголов был чемпионом мира среди молодежи, двукратным призером Кубка Европы. Батрадз Кайтмазов в прошлом году стал вторым в Европе. Мне кажется, результаты вполне внушительные.
– А что сегодня происходит с Батрадзом Кайтмазовым? Что-то в последнее время его не видно на соревнованиях. И его международный рейтинг несколько снизился. И в то же время до Олимпиады – мечты любого спортсмена, осталось совсем немного…
– У Батика были кое-какие проблемы со здоровьем, да и подустал он, поэтому мы решили сделать такой небольшой перерыв, чтоб «освежиться». Сегодня мой ученик снова в строю, находиться на сборах в Адлере, надеюсь, в скором времени вновь заявит о себе.
– Сайт «Осетия спортивная» с большим удовольствием напишет о его победе!
– Договорились!
– Ваши известные ученики – выходцы из той же станицы Архонской, где о дзюдо узнали благодаря вашим усилиям. Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот вид спорта подняли и развили там именно вы…
– Когда приехал из Курска, стал работать во Владикавказе, в спортобществе «Динамо» вместе с Сократом Касоевым. Но параллельно открыл секцию дзюдо и в Архонке. Спасибо Борису Сергеевичу Кокову, директору мебельной фабрики. Он выделил нам небольшое место у себя, где-то нашел борцовский ковер, мы его постелили и таким образом занимались. А до этого мы тренировались на стадионе, прямо на траве, под открытым небом. Детей, можно сказать, собирал на улице.
– Если конкретную дату называть – в каком году произошло зарождение дзюдо в любимой вами казачьей станице?
– В 81 году.
– И сколько на сегодняшний день у вас учеников?
– Пятьдесят человек.
– Не многовато?
– А у меня помощник есть – Таймураз Царгасов. Сельские мальчики очень одаренные, главное, направить их неиссякаемую энергию в правильное русло. А это значит, с малых лет прививать любовь к труду, научить уважать старших и много чего еще, помимо собственно дзюдо.
– Есть среди юных дзюдоистов спортивные надежды?
– Хорошие перспективы, считаю, у Алима Калаева, Ацамаза Уртаева, Александра Ирхи и ряда других ребят.
– Девочек не тренируете?
– Нет, «милых дам» не беру. У меня исключительно мужской коллектив.
– Неужели среди сельской молодежи дзюдо стало популярным?
– Да, но условия, в которых мы вынуждены работать, такие, что всю популярность во многом убивают. Этот вопрос поднимаю не первый год, надеюсь, когда-нибудь у нас будет настоящий, комфортный зал дзюдо. Пока же об этом можно только мечтать.
– Если нынешние условия оставляют желать лучшего, что, на ваш взгляд, заставляет детей все-таки приходить к вам и не бросать тренировки?
– Огромное желание, которое ничем не перебьешь, ну или почти ничем… Считаю, спортивный зал – это самая лучшая «церковь», где можно воспитать настоящих людей с нормальными жизненными ориентирами.
– Ваши собственные дети имеют какое-то отношение к спорту?
– Старшая дочь Камила – творческий человек, она – актриса, певица. Вторая, Нурият – юрист. А вот Карим, ему сейчас 13 лет, выбрал мою дорогу, он тоже дзюдоист.
– Поблажки бывают?
– Наоборот, ему всегда больше всех от меня достается.
– Чем в настоящее время заняты ваши воспитанники? Ожидаются ли какие-то значимые старты?
– Есть турниры, где реально можно было бы принять участие, но ведь тот или иной выезд опять-таки упирается в финансы. Это проза сегодняшней спортивной жизни, от которой никуда не деться.
– Знакомите ли вы своих учеников с кодексом дзюдоиста?
– Они его все знают. Я с ними часто провожу воспитательные беседы. Стараюсь к каждому находить индивидуальный подход. Еще хочу, чтоб они умели хорошо говорить, поэтому буквально заставляю читать различную литературу.
– Мы все о спорте, да о спорте. У вас и вне дзюдо наверняка есть интересы?
– Конечно, я же заядлый охотник.
– Что это – азарт или модное увлечение?
– Во-первых, поддерживаю форму, ведь охота предполагает долгую ходьбу. Плюс наслаждаюсь горными пейзажами, красотами осетинской природы.
–Народы Дагестана считают очень музыкальными. А вы с музыкой дружите?
– Музыку обожаю. Более того, иногда и сам пою национальные песни. Еще люблю танцевать.
– Лезгинкой блеснете?
– Запросто!
– Вас по праву можно считать коренным осетином. Говорите по-осетински?
– Говорить не говорю, но понимаю все.
– Ваш жизненный девиз?
– Драться надо – так дерись.
– Весьма необычное кредо. Что пожелаете молодежи Осетии, на правах старшего?
– Чтоб всегда оставались самими собой и не боялись трудностей: как на спортивном пути, так и на жизненном.