Александр КИВА: «Мотоспорт – как наркотик: попробовав однажды, уже не отвяжешься никогда»
Рев моторов, бешеная скорость, стремление быть первым, невероятный выброс адреналина – все это хорошо знакомо студенту СКГМИ Александру КИВЕ из Владикавказа, ведь он – профессиональный мотогонщик, который на своем «железном коне» изъездил не одну тысячу километров.
Александр может похвастаться внушительным списком завоеванных титулов в классе мотоциклов 125 куб. см: начиная с 2000 года, он неизменно занимает 1 место в чемпионате Северной Осетии, является чемпионом Юга России, чемпионом СКФО, призёром первенств Москвы и Московской области, обладателем кубка г.Сочи и Черного моря, чемпионом России по эндуро. Наверняка, с победами Александр возвращался бы на родину и из-за рубежа. Однако выезжать на международные соревнования у него не бывает возможности из-за отсутствия финансовых средств.
Об особенностях мотоциклетного спорта, трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и о своих победах Александр КИВА поделился со специальным корреспондентом сайта «Осетия спортивная» Риммой ГУГКАЕВОЙ.
– Что для тебя мотогонки – азарт, возможность доказать, что ты – лучший или образ жизни?
– Честно говоря, сложно выбрать что-то одно – все в совокупности. Могу лишь точно сказать, что мотоцикл для меня – это всё. Я по-настоящему живу, только когда езжу.
– А когда ты первый раз сел на мотоцикл?
– Впервые в 1998 году, когда мне было 9 лет. Тогда мы случайно проезжали с отцом мимо мотодрома в Нижней Санибе. Там как раз проходили соревнования, и мы остановились посмотреть. Так я узнал, что такое мотокросс и там же познакомился с моим нынешним тренером и наставником Вячеславом Фисенко.
– Мотоцикл – травматичная штука. Зачем люди вообще на него садятся?
– Мотоцикл – это, конечно, опасно. Я и сам нередко получал травмы. Бывали и серьёзные, когда приходилось восстанавливаться до полугода. В такие моменты иногда даже задумываешься: «Зачем мне это все надо?» Но проходит неделя или две, как ты начинаешь с нетерпением ждать, когда снова пойдешь на тренировки. Это, как наркотик – попробовав однажды, потом не отвяжешься никогда.
– А ты помнишь, когда и как к тебе пришла первая победа в соревнованиях? Что испытал в тот момент?
– Это было в 2000 году, когда я ещё ездил в классе 80 куб.см. В Нижней Санибе проходило первенство республики. Вот там я и победил впервые. Никогда не забуду этот день.
Каждое соревнование – это преграда, которую необходимо преодолеть, а тем более – когда есть серьёзные соперники. Это невероятное ощущение – преодолевать этот барьер и вдвойне приятнее, если ты побеждаешь или занимаешь призовое место. Во время же первой победы я испытал невероятно сладкое ощущение.
– Сколько наград в твоей копилке побед? В каких соревнованиях ты выигрывал?
– Точно не знаю. Скажу лишь примерно: около 30 кубков и где-то 50 медалей, а количество дипломов даже приблизительно не вспомню.
– В конце прошлого года ты стал чемпионом в многодневных гонках эндуро. Что это за вид гонок? Где проходили соревнования?
– Да, действительно, в 2010 году я и наша команда ГазЭнергосеть стали победителями первенства России по многодневным гонкам эндуро. Это гонки на мотоциклах по пересечённой местности, где длина круга составляет 30-70 км. За день спортсмен должен проехать все круги, которые установлены регламентом. В общем, в день получается минимум 150 км. Гонки проходят 2 дня. Это основная трасса, а ещё есть дополнительный кроссовый участок, где гонщик должен показать лучшее время. Если честно, в подобного рода гонках я участвовал впервые. Это была моя первая победа в эндуро.
Соревнования эти очень сложные и требуют от спортсмена большой выносливости и терпения. Чемпионат состоял из 4 этапов. Первый этап проходил у нас, в Осетии, в ст. Архонской, второй – в Самаре, третий – в г.Тверь, четвертый – в Краснодарском крае.
На первом этапе перед нами ставилась задача просто доехать и узнать, что это, ну, и конечно, показать какой-то результат. Вначале было трудновато, потому что мотоцикл застревал в грязи, были и падения. Но после первого круга взял себя в руки (помогли и подсказки тренера) и в итоге добился победы.
Спустя месяц мы поехали в Самару на второй этап. Нельзя сказать, что там гонка далась легко, просто был уже небольшой опыт, и не было так трудно, как в первый раз. Немного подвела техника, и в итоге пришел только вторым.
Сделав выводы из второго этапа, спустя 2 месяца вдвоём с тренером мы поехали в Тверь, где нас ждали болота, 45-градусная жара и другие препятствия. Но все пошло как по маслу, и я завоевал золото и в первый, и во второй день соревнований.
На четвертом этапе нас ждала очень сложная трасса. Осложняли ее дожди, грязь, реки и опять-таки неисправная техника. В первый день всё началось в принципе неплохо. Важно было просто доехать, не совершая ничего сверхъестественного. Однако соперники не спали, ожидая момента, когда я допущу ошибку. По трём этапам первого дня соревнований я пришел первым, как и вся наша команда.
Всё шло хорошо, как тогда казалось, однако второй день ждал нас с сюрпризом. В тот день шел сильный дождь. Я уже проехал 30 км, до второго круга оставалось всего 2 км, как на подъёме что-то случилось с техникой. Подъём был очень крутой, я упал один раз, потом второй. Мотоцикл перестал заводиться. Мне ничего не оставалось, как поднимать мотоцикл в гору на себе. Кое-как завёл его и проехал первый круг. Все уже опустили руки, как потом рассказывали. Но я выехал из леса. Затем меня ждала дополнительная трасса, где нужно было выложиться на все 100%. Проехал два круга, каждый раз на подъёме вытаскивая мотоцикл на себе. Чувствовал, что иду на второе место, чего очень не хотел. Преодолел 150 км, затем заехал на последний дополнительный круг, это был уже 5-ый круг за день и тут сумел совершить невероятное – показал лучшее время за всю гонку. Таким образом, стал победителем 4-го этапа и всего чемпионата.
– Наверное, тренер тобой очень гордился в тот момент?
– Конечно. Я и сам был собою очень доволен и радовался как ребенок.
– А как ты думаешь, мотогонки в России на подъеме или все-таки ушли в тень олимпийских видов спорта?
– Можно сказать, что на подъёме, но этот подъём ничем не подкреплён, всё держится на энтузиазме. Ведь особой поддержки-то нет. Министерство спорта не финансирует мотоспорт из-за того, что он не является олимпийским видом.
– Раньше, в советские времена мотоциклетный спорт и у нас, в Осетии, занимал видные спортивные позиции. Сейчас – не так. Дело все в том же отсутствии финансирования? Насколько вообще затратен для спортсмена мотоциклетный спорт? И привычно ли для него спонсорство?
– Это вид спорта требует вложений и, как оказывается, никому не нужен. К примеру, если бы меня поддерживали, уверен, добивался бы еще более высоких результатов. Но этого ведь никто не делает. Нельзя исключать даже того, что придется оставить мотоспорт. Благо, в 2010 году я выступал за ГазЭнергосеть, которая очень помогла материально. Спасибо за это ее директору. Но, к сожалению, у них в этом году проблемы и поэтому они не могут больше спонсировать. А новый источник финансирования найти трудно. Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта республики оказывает небольшую помощь, но этого явно не хватает.
Если не поддерживают тех, которые уже проявил себя, то что говорить о начинающих!? А для спортсмена это конечно, очень затратно. Спортсмен, который выступает на том уровне, на котором выступаю я, должен заниматься каждый день, у меня же тренировки бывают только 3 раза в неделю, к тому же у меня сейчас нет мотоцикла, и часто даже не на чем бывает тренироваться. Если бы я начал зарабатывать деньги на мотоцикл, форму и поездки, то у меня вообще не оставалось бы времени на тренировки, и не было бы никаких результатов.
Раньше, когда была весомая поддержка государства, у нас появлялись такие замечательные спортсмены, как тот же Вячеслав Фисенко, мастер спорта международного класса, Артур Сырхаев – тоже мастер спорта, Вячеслав Поплавский и многие другие. А сейчас нет массовости в мотоспорте и, соответственно, нет результатов даже на межреспубликанских соревнованиях.
– У кого и где сегодня в Осетии можно обучиться азам этого экстремального вида спорта?
– Мне в этом плане повезло – со мной работает настоящий мастер и профессионал своего дела. Думаю, обучиться можно было бы у многих, но вопрос в том, будут ли они тренировать? Ведь сейчас тренерам в мотоспорте никто не платит. А так, Артур Сырхаев также очень многому мог бы научить, ведь он – первоклассный гонщик.
– Александр, мотогонки – это твоя единственная страсть или у тебя есть и другие увлечения?
– Кроме мотогонок, меня увлекают и гонки на велосипедах т.е. маунтинбайк, на машинах – ралли. Люблю сноуборд, горные лыжи, просто машины. Очень люблю слушать музыку. И, конечно, меня увлекает моя прямая специальность – компьютеры, стараюсь и очень хочу стать настоящим специалистом в этой области.
– А не трудно совмещать спорт с учебой на факультете информационных технологий?
– Честно говоря, тяжеловато. Ведь ГМИ – серьёзный вуз, а тем более факультет, на котором я учусь. Особых поблажек ждать не приходится. Но у нас очень хороший деканат во главе с А.Ч.Хатаговым, который всегда помогает и идет навстречу. Спасибо им большое за это.
– И, напоследок расскажи, какими качествами должен обладать человек, решивший заниматься мотогонками?
– В первую очередь, он должен уметь быть хладнокровным, ведь здесь недопустимы эмоции, они могут привести к травмам, а травмы – к боли, из-за которых невозможно продолжать соревноваться. Нужно уметь держать себя в руках, не бояться скорости. И очень-очень важно быть целеустремлённым.
– Спасибо за откровенную беседу и, несмотря на трудности, новых побед!