Юрий КИШИЕВ: «Сегодня моя задача – воспитать достойных и здоровых младших»
Каждое утро он быстрыми шагами идет в свой родной борцовский зал во Владикавказе, где его с нетерпением ждут коллеги по тренерскому цеху и любимые ученики, которым Юрий Михайлович Кишиев посвятил всю свою жизнь. Опоздать к своим детям, как мастер ковра называет своих воспитанников, Кишиев себе никогда не позволяет. А не прийти вовсе – нонсенс для почетного мастера спорта, заслуженного тренера России, шестикратного чемпиона РСФСР, серебряного и бронзового призера чемпионатов СССР, неоднократного победителя различных международных турниров, заслуженного работника физической культуры СО АССР, мудрого и уважаемого старшего, как Юрий Кишиев.
Родился Юрий Михайлович на осетинской земле, которая очень щедра на спортивные и тренерские таланты. Когда маленькому Юрику было два года отец, как многие мужчины в Осетии, ушел на фронт защищать родину от врага. И больше не вернулся – он героически погиб в битве под Сталинградом.
Кишиев рос без отца в селении Гизель. Помогал овдовевшей матери по дому, как мог. Там же, в селе, и в школу пошел. Именно в ту пору мой собеседник и узнал о таком виде спорта как вольная борьба, влюбился в нее с первого взгляда и уже навсегда.
О своем тернистом спортивном пути, об учениках, семье и друзьях Юрий КИШИЕВ рассказал заместителю главного редактора сайта «Осетия спортивная» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Юрий Михайлович, неужели в те далекие годы, на которые пришлось ваше детство, в селах Осетии можно было заниматься борьбой? Как все-таки вы оказались приворожены ковром?
– Как я попал в борьбу?
– Да-да!
– Я был совсем еще юнцом, когда стал работать в сельском колхозе. Время-то послевоенное. И в обеденный перерыв старшие товарищи нас обычно заставляли кувыркаться, бороться на песке. Их это, наверно, забавляло. Мы тогда и не знали, что такое вообще борьба. И вот однажды проводили здесь спартакиаду школьников. К нам в школу пришел председатель районного комитета физкультуры Созырыко Галазов, которому сказали, что есть такой-то шустрый мальчик Юрка Кишиев. Так вот зашел он к нам в класс и спрашивает меня: «Бороться хочешь»? Я сразу согласился, но больше из любопытства. Представь, сельский парень и предлагают выступить на турнире в городе. Интересно же!
– И что потом?
– Меня привезли в сегодняшний Владикавказ (тогда он назывался Дзауджыкау), взвесили, и я начал бороться. Сходу, без подготовки, даже не зная толком правил. Но первый почин оказался неплохим – третье место.
– Не зря, наверное, часто говорят, что сельские парни физически намного крепче и перспективнее городских?
– Правду говорят.
– А вес какой у вас был?
– 52 кг. Тогда-то я и узнал, что здесь, в столице Северной Осетии, есть секция вольной борьбы и прямо заразился мечтой. Захотел стать настоящим борцом. Дома ничего про это не сказал, а то бы меня не отпустили.
– К кому вы ходили, имею в виду тренера?
– Ты правильно сказала, ходил, а не ездил. Я пешком топал из Гизели во Владикавказ в зал и никогда не опаздывал.
– Ничего себе!
– В то время, в 55 году, особо же не было транспорта. Если грузовая машина по дороге попадется и подкинет до города, то, считай, тебе повезло. А так в основном – своим ходом. Уставал, конечно, но мой азарт был больше усталости. Занятия проходили в подвальном помещении, которое не сравнить с нынешним нашим залом. А тренировался я у Вараздата Ервандовича Григоряна. Походил к нему всего два месяца. Потом мать узнала о моем увлечении и запретила. Пришлось оставить борьбу.
– Когда вновь пришли в борцовский зал и к кому на сей раз?
– Снова без разрешения, к Илье Петровичу Драеву, заслуженному тренеру Советского Союза. Они с Асланбеком Захаровичем Дзгоевым – это наставник знаменитых братьев Андиевых, вместе работали с детьми.
Мой вес считался дефицитным. Бывали в нем юноши, но они быстро «перепрыгивали» в другие веса. Помню, Асланбек Захарович, увидев, как я смело и ловко «кладу» своих соперников, которые по два года занимались, сказал восторженно Драеву: «Илья, сам Бог нам послал настоящего «мухача» и надолго».
– «Мухача» – что это значило?
– Тех, кто боролся в самой маленькой весовой категории, раньше так называли. Когда Дзгоев узнал, что меня дома не пускают, он лично поехал к нам и поговорил с мамой, чтоб она мне не препятствовала. Отсюда и началась моя спортивная стезя.
– И насколько быстро в вашем лице сбылись прогнозы великих тренеров?
– Год потренировался и уже выиграл первенство республики и по юношам, и среди взрослых. Потом, в 1957 году, меня повезли в Ростов на юношеское первенство России, где я также стал чемпионом. На следующий год эти же соревнования тоже выиграл. Затем меня взяли на первенство Союза по юношам в Харьков. За сборную России тогда поехало 8 человек, из них пятеро – осетины. К сожалению, никого кроме меня уже нет в живых.
– Назовите их фамилии.
– Как ни странно, нас Юриков было четверо – я, Гусов, Аветисян, Гагиев и Тулар Маргоев. И мы все впятером стали чемпионами СССР.
– Похвально просто! Наш сайт мечтает, что когда-то такое произойдет и на взрослом чемпионате мира!
– Я тоже жду, и, надеюсь, дождусь этого счастливого момента. Но и тогда это был триумф осетинской школы борьбы! Когда приехали из Харькова, у нас во Владикавказе на стадионе «Динамо» под открытым небом проводили взрослый чемпионат России. Меня поставили бороться за вторую команду. Осетия тогда две команды выставила. В первой нашей сборной в моем весе выступал легендарный Елкан Тедеев. Он и стал чемпионом. Я ему проиграл, зато выиграл у знаменитого борца из Дагестана Али Алиева (пятикратного чемпиона мира – ред.). В итоге занял четвертое место и выполнил норму мастера спорта.
– Каким соперником был Елкан Матвеевич?
– О-о, такого как он, я никогда не встречал. Техничный, бесстрашный, Елкан смело мог потягаться с тяжеловесами, такими как Андиевы. Еще был страшным юмористом, душа нашей сборной. Он на ходу сам придумывал какие-то приемы, был сверходаренным.
– После дебютного четвертого места дальше в чемпионатах России вы неизменно были в призерах. Или я ошибаюсь?
– В чемпионатах России я боролся семнадцать раз. Шесть раз победил, три раза был вторым и трижды становился бронзовым призером. Наверно, российских медалей больше меня в Осетии никто не завоевал. Но на чемпионах Союза мне не везло. Призовые места занимал, а чемпионом так и не стал. Жаль, что не довелось выступить на чемпионатах Европы и мира. Вполне возможно, мог бы и выиграть, но за рубеж меня не выпускали.
– Почему, если вы все время в число лучших борцов страны входили?
– Времена моей молодости были совершенно другими. У меня кто-то из родственников в плену был, поэтому и не приглашали на зарубежные турниры – так, по крайней мере, мне это объясняли. Я был невыездным.
Зато когда у нас, в Осетии, проводились международные товарищеские встречи с Америкой, Болгарией, Японией, Кореей, в них всегда принимал участие.
– Кто были вашими основными соперниками?
– Якутские борцы, славившиеся маленькими весами, и дагестанские спортсмены. Если фамилии называть, то это, к примеру, Алахвердиев, Юмин.
– Когда состоялся последний поединок борца Юрия Кишиева?
– На Спартакиаде народов России в 1975 году в Белгороде. Я уже к тому времени три года, как работал тренером. И первыми моими «ласточками» стали Зелим Кцоев, Аслан Хадарцев. Также у меня начинали Хасан Апаев, Савелий Бязров.
Надо было укрепить мой вес, вот меня в таком возрасте и попросили побороться. И я старался не подвести. На зональных соревнованиях выиграл у чемпиона Европы Ибрагимова из Махачкалы и, таким образом, автоматически попал на финал Спартакиады. В Белгороде я четыре схватки выиграл, а в пятой встречался с двукратным олимпийским чемпионом Белоглазовым. Секундировал меня Казбек Магометович Дедегкаев. Я выиграл два периода, но, видимо, годы дали о себе знать, и в третьем периоде свежести мне уже не хватало. В итоге, все время выигрывая, проиграл один балл – 7:8. Но все равно, все были в шоке, что непобедимый Белоглазов стоял в одном шаге от поражения. Несмотря на «серебро», мне кажется, этот захватывающий спартакиадный финал стал достойным завершением моей спортивной карьеры.
– И полностью сосредоточились на нелегком тренерском труде?
– Я с огромной радостью начал работать тренером. Такой труд для меня – в радость. Я всегда занимался с детьми школьного возраста. За эти годы у меня было много учеников, и все они для меня – как сыновья. Когда они подрастали, одних сам передавал другим тренерам, некоторых у меня забирали.
– Среди нынешних юных есть перспективные?
– Мне трудно точно ответить на этот вопрос, для этого надо видеть ребят в деле, в турнирах. А я в настоящее время уже не езжу на соревнования. Возраст не тот – 71 год, как-никак. Да и задачу перед собой уже другую ставлю – не чемпионов воспитать, а здоровых младших. Прежде всего, стараюсь отлучить их от улицы.
– Если сравнивать ваше поколение и современное – большая разница?
– Мое – это далекое прошлое. Но я сравниваю тех своих воспитанников с сегодняшними юношами и порой сильно огорчаюсь. У нас хорошие младшие, но над их воспитанием надо еще много работать, у некоторых с дисциплиной большие проблемы. А недисциплинированный спортсмен никогда чемпионом не станет.
Я задаю ребятам элементарные вопросы по математики, физике, истории, русскому языку, не все могут ответить. Даже великих спортсменов Осетии не знают. Недавно спросил, кем был Савкудз Дзарасов, и ни один ответа не знал! И это при том, что мы занимаемся в спорткомплексе имени Дзарасова. Видеть такое бывает очень неприятно, но я стараюсь эти пробелы в воспитании восполнить. Потому что интеллект, патриотизм, победные традиции, законная гордость – это тоже «кирпичики», из которых рождаются чемпионы.
– Что еще должно быть между учителем и учеником, чтобы пришел успех?
– Взаимное уважение, прежде всего. Наставник должен быть большим и тонким психологом, кем далеко не каждый из тренеров является. В Осетии при всем нашем звездном тренерском составе в наибольшей мере этим качеством обладает Дедегкаев. Поэтому и становятся его ученики олимпийскими чемпионами.
– Тренировочный процесс за прошедшие годы тоже ведь серьезно видоизменился?
– Естественно. Меняются правила, нужно и тренировки переделывать. Сегодня детей приходиться не борьбе учить, а толкаться. Это в наше время борьба считалась зрелищной, сегодня она какая-то другая. Вот прошлогодний чемпионат мира возьмем. Таймазов бы запросто Махова одолел, но тот его просто вытолкнул и выиграл. В советской борьбе за это наказывали, тогда надо было больше приемов делать, а не на жребий надеяться…
– Можете вспомнить какой-то интересный момент из своей спортивной биографии?
– Могу. Во Владикавказе на стадионе «Спартак» была матчевая встреча сборных Осетии, Армении, Азербайджана, Грузии. И мне нужно было за день приехать, чтоб подготовиться. Взвешивания были. Вышел из дома, а мне навстречу едет грузовая машина. Я поднял руку, и он подобрал меня. Водитель оказался очень азартным болельщиком. И говорит: «Завтра такой праздник. Надо обязательно пойти». Он мне начал перечислять фамилии наших спортсменов – Бекмурзова, Дзарасова, Кулаева и меня назвал. А я нарочно, как бы про себя, говорю: «Да что там Кишиев сделает, он и бороться-то толком не умеет». Водитель так возмутился, что чуть с машины меня не высадил. Вот такие у нас были преданные болельщики.
– Вы ему не открылись?
– Нет, конечно. Мне неудобно было.
– На ваш многоопытный взгляд, сегодняшняя Осетия – республика спортивная?
– Даже чересчур. Сколько у нас разных видов спорта, всех и не запомнишь! Нет, никто не сможет поспорить с тем фактом, что со спортивностью у нас пока все хорошо.
– Среди ветеранов-вольников в республике несколько раз проводились соревнования. Вы в них не боролись?
– А как же! Причем, первый раз боролся со своим тренером Григоряном. Потом здесь в честь 60-летнего юбилея Дедегкаева Арсен Фадзаев, его ученик, организовал Всероссийский турнир среди ветеранов. Он молодец, такой большой праздник устроил для всех.
– Юрий Михайлович, как вам, несмотря на почтенный возраст, удается быть всегда столь бодрым и оптимистичным?
– Наверно, спортивный зал мне и дает заряд энергии. Это мой второй дом, а может и первый. Если я в зале, хотя бы два дня, не бываю, чувствую себя заболевшим.
– Ваши пожелания осетинскому народу?
– Осетии – мудрых старших и достойных младших, а спортсменам – больше побед и как можно меньше поражений. Искренне желаю, чтоб наша республика была самой спортивной в мире!