Анатолий МАРГИЕВ: «Южная Осетия будет одним из мировых борцовских центров»
Сборная России по вольной борьбе впервые по количеству завоеванных золотых медалей проиграла на Олимпийских играх в Лондоне. Ее обогнали Азербайджан и США. Единственную золотую медаль из представителей России завоевал подопечный главного тренера команды ЦСКА и Вооруженных сил, заслуженного тренера СССР, России и Южной Осетии Анатолия Маргиева – Джамал Отарсултанов.
Другой его подопечный Денис Царгуш занял 3-е призовое место. Анатолий МАРГИЕВ приехал на родину, в Цхинвал, и мы попросили его рассказать о причинах провального выступления сборной.
– Двое из ваших подопечных Джамал Отарсултанов и Денис Царгуш принесли сборной России по вольной борьбе золотую и бронзовую медали. Вы, наверное, вправе были ожидать и вторую золотую медаль, ведь Царгуш был одним из лидеров в весе до 74 кг?
– Я доволен Отарсултановым. Подготовка к Олимпиаде у нас прошла очень напряженно. У него были травмы. Из-за этого беспокоились и министерство спорта, и олимпийский комитет, и федерация борьбы. Но, к счастью, все обошлось. А что касается Царгуша, то он не выполнил тренерское задание на Олимпиаде. Сегодня спорт на таком уровне, что главную роль играет тактика. Кто тактически грамотнее подготовлен, тот и выигрывает.
– А как вы можете охарактеризовать выступление сборной команды России по вольной борьбе на Олимпиаде в Лондоне?
– Такого провала у сборной никогда не было. Причин много. Они на поверхности. Будем это обсуждать с тренерским составом сборной. Первая причина – это, конечно, смена главного тренера Дзамболата Тедеева, даже в моральном плане это сказалось на ребятах. Я не потому это говорю, что он мой воспитанник или наш земляк, а потому, что ни до него, ни после, такого порядка в сборной не было. А вторая причина – неправильно построили сборы, неудачно выбрали место проведения сборов, да и провели их не так, как надо было. В сборной команде отказались от услуг научного работника, профессора Олега Юшкова, который долгое время работал с командой. Он работал с Ярыгиным, Фадзаевым, Миндиашвили и с Тедеевым. Он уехал домой, сказал, что не хочет присутствовать на похоронах сборной команды. А мои подопечные показали такие результаты потому, что мы готовились не по плану сборной команды, а индивидуально.
– Как Вы думаете, какие результаты будет показывать сборная команда в ближайшие годы?
– Думаю, результаты сборной не будут ухудшаться. Причины неудач обсудим, будут вынесены соответствующие решения. Больше меня беспокоит состояние сборной команды лет через 10. Проблема в том, что нет молодых хороших кадров. Люди старшего возраста уходят, а новое поколение необразованно, люди не заканчивают институты, нет у них знаний. Некоторые молодые тренеры работают по 10-15 лет, вроде хорошие ребята, трудолюбивые, но понятия не имеют о методиках работы, не знают, что такое программирование. Они далеки от этого. Раньше проводились обязательные ежегодные семинары, форумы для повышения квалификации специалистов. Сейчас этого уже нет, нет соответствующей подготовки кадров. Вот это уже тревожно.
– Много воспитанников школы вольной борьбы Осетии занимается сейчас в ЦСКА?
– Большинство. С Южной Осетии, по понятным причинам, их не так и много. Какое-то время тут немножко была придавлена вольная борьба, и это сказалось на работе школы. В данный момент у меня тренируются, например, братья Рамоновы, один из них должен был попасть на Олимпиаду. Но, выигрывая в полуфинале чемпионата России, тактически неправильно повел себя и проиграл. Есть талантливый борец Инал Тасоев, который недавно выиграл первенство среди юношей.
В Цхинвале начали хорошо работать многие тренеры. Я думаю, еще года четыре проработать в ЦСКА, а после приехать на родину и создать здесь специальный центр борьбы, как в Хасавюрте. Сделать училище олимпийского резерва, чтобы в каждом поселке был ковер.
К тому времени построят спортивные залы. Например, Дзамболат Тедеев хочет заново построить свою школу, закончится строительство спортивного комплекса Алины Кабаевой. Тогда будем отбирать талантливых ребят. Я думаю, что Южная Осетия будет одним из центров в мире по подготовке высококвалифицированных борцов.
– Кого из осетинских спортсменов, участников Лондонской олимпиады, отметите?
– Не могу не отметить Артура Таймазова, который боролся, как гроссмейстер. Очень четко, грамотно провел встречи. Ни грамма риска. Ни одной ошибки. Этот человек вошел в историю спорта как борец вольного стиля номер один в мире. Четырех олимпийских медалей ни у кого нет.
– Как Вы думаете, в очной встрече Артура с его главным соперником Билялом Маховым кто бы оказался сильнее?
– Артур был подготовлен хорошо, чего не скажешь о Биляле. Я думаю, что Таймазов бы выиграл. Хотя у Таймазова есть психологический барьер перед Билялом Маховым. У него немножко другая борьба, неудобная для Артура. Но, говоря о подготовке, Артур на две головы был выше Махова. Так что, уверен, Таймазов бы победил.
– Все ожидали, что борец вольного стиля Бесик Кудухов завоюет золотую медаль, но выиграл – серебряную. Для любого другого борца это было бы большим достижением, но не для Бесика.
– Кудухову не повезло со жребием. Во-первых, он сразу встретился с главным соперником, с прошлогодним финалистом чемпионата мира, пуэрториканцем Гомесом, которому даже в этом году на турнире в Германии проиграл. Да и все четыре соперника, с которыми он встретился до финала, были основными претендентами на медали. Что иранец, что индус… И самое интересное, надо было через каждые 15 минут выходить бороться. А к финалу он просто не успел восстановиться. Это было видно. Если Бесик Кудухов не двигается по ковру как метеор, то это не Кудухов.
– То есть азербайджанец не так силен?
– Азербайджанец очень силен, но на таком уровне в деле его видели впервые. Была бы у него такая же подгруппа, как у Кудухова, неизвестно, дошел бы он до финала или нет.
Батрадз ХУРИЕВ
Газета «Южная Осетия»